Бизнес интервью Главный по «Кириешкам» рассказал, какой новый бизнес придумал, и показал свой пиджак из пластиковых пакетов

Главный по «Кириешкам» рассказал, какой новый бизнес придумал, и показал свой пиджак из пластиковых пакетов

Экс-гендиректор «Сибирского берега» Александр Ладан — о жизни после продажи успешной компании

Александр Ладан руководил компанией «Сибирский берег», которая придумала «Кириешки». Теперь у него новый успешный бизнес
Источник:

За 30 лет рыночной экономики в Новосибирске появилось немало предприятий, которые успели пройти период расцвета и либо ушли в небытие, либо стали частью более крупных и успешных бизнесов. Однако люди, которые их создавали, никуда не делись. Они и сегодня в деле, и у большинства — новые успешные проекты. НГС начинает серию публикаций о самых интересных бизнесменах, которые создали известные бренды и прославили Новосибирск на всю страну и за рубежом. Первым героем стал бывший руководитель компании «Сибирский берег», которая придумала «Кириешки». Журналист НГС Стас Соколов встретился с Александром Ладаном, ныне совладельцем и гендиректором компании «НеоПак», чтобы узнать, над чем он работает сейчас и не скучает ли по былым временам.

— Вы как-то говорили, что у вас всего три места работы, и все — в должности директора. Где такому учат?

— Сколько себя помню, всегда чем-то руководил. Комсомольцем быть уже не успел, но пионером — дорос до председателя городского совета пионерских организаций. И даже успел в этом качестве съездить в «Артек» на слет таких пионерских активистов. В НГУ-то тоже все медианы, посвящения, праздники были на мне. Я в Новосибирск попал в 91-м году, сначала в летнюю школу при ФМШ, затем учиться остался. Один. Семья в Казахстане оставалась еще какое-то время. Это, знаете ли, сама по себе хорошая школа жизни. Особенно если вы помните те годы. В НГУ окончил мехмат, а потом — двухгодичный курс мини-MBA на экономфаке. Этот курс дал мне хорошую картинку того, как работает компания, то, чему в наших вузах тогда еще не учили. И первым моим местом работы стал «Сибирский берег», который мы в 1999 году создавали с нуля.

— «Сибирский берег» был продан «КДВ групп» 11 лет назад. Как сегодня воспринимается эта сделка: как поражение или удачный выход?

— Когда мы начинали, на рынке не было крупных конкурентов, все были в равных стартовых условиях, потому что почти все международные игроки после кризиса 1998 года из России ушли. Но во второй половине 2000-х в Россию полноценно вернулся глобальный игрок — «Пепсико», и ситуация начала меняться. Для того чтобы сохранить конкурентоспособность, мы должны были быстро нарастить оборот как минимум вдвое. Иначе у нас просто не было бы возможности тратить сопоставимые с конкурентами суммы на рекламу и содержание армии торговых представителей. Но быстро расшириться можно было, только покупая другие компании. А для этого нужно было решиться на серьезные заимствования.

Альтернативой было — выйти из бизнеса. И когда Штенгелов (владелец «КДВ групп». — Прим. авт.) предложил устраивающую цену, сделан был именно такой выбор. Думаю, что это было оптимальное решение для всех. КДВ смогли использовать все эти мощности (складские и производственные) более эффективно, поскольку имели более широкий спектр продукции. То есть по сути они реализовали ту же стратегию, которую мы для себя написали. Но пошли дальше по иному пути, отказавшись от федеральной рекламы и сделав ставку на дистрибуцию, а потом и на создание собственной розницы. А владельцы «Сибирского берега» занялись новыми проектами.

Создателями и совладельцами «Сибирского берега» были выпускники НГУ Александр Ладан, Вадим Сухарев (председатель совета директоров), Александр Кычаков и Юрий Ан.

В цеху «НеоПака». Продукцию предприятия видят многие, но мало кто обращает внимание на производителя
Источник:

— Как возникла идея производства упаковки? Это же совершенно другой рынок.

— Бизнес-план этого предприятия был подготовлен еще в «Сибирском береге». Тогда в России был острый дефицит качественной упаковки. Мы вообще сначала всё возили из Италии. Так что это был совершенно естественный выбор. Правда, сначала проект был запущен полностью с наемными менеджерами. Но этот бизнес оказался более сложным, чем он представлялся со стороны. И в какой-то момент стало понятно, что нужно или закрывать его совсем, или заниматься им самостоятельно. И с 2013 года это мое единственное место работы.

Компания «Нео-Пак» создана в 2009 году. Занимается производством полимерной упаковки (порядка 700 тонн в месяц) и полиэтиленовых пакетов (10 миллионов в месяц). Продукция экспортируется в Казахстан, Киргизию, Белоруссию, Узбекистан и Монголию. Численность сотрудников компании — около 200 человек. Оборот в 2019 году — 1,1 миллиарда рублей.

— Не скучно упаковку выпускать? В «Сибирском береге» ведь были новые продукты, бренды.

— У нас ассортимент гораздо шире, чем был в «Береге». Гибкая упаковка очень востребована во многих отраслях. Но это чистый В2В, конечно. Опять же, выпускать упаковку «позаказно», по индивидуальным спецификациям для широкого круга заказчиков очень интересно (и сложно) — хотя бы потому, что заказы очень разные. Ну, и еще момент: на нашем рынке почти совершенно отсутствует такой инструмент, как массированная реклама. Рекламой можно убедить купить что угодно. А у нас приходится иметь дело с клиентом, у которого очень жесткие технические требования к продукту. Здесь приходится глубже вникать в технологию самому. Это и труднее, и интересней.

Эта сфера постоянно развивается. Ещё не так давно дешевое молоко, которое разливали в пакеты, постоянно протекало. А сейчас технология позволяет делать упаковку такой, что то же самое дешевое молоко стало возможным возить в ящиках из гофрокартона (раньше это было немыслимо — они бы размокли). Сейчас производители делают ставку на тактильность — упаковка должна быть приятной на ощупь. Это тоже требует особых решений. Уже появилась техническая возможность сделать упаковку с запахом, чтобы упаковка малинового мороженого пахла малиной, а ванильного — ванилью. Пока это скорее забавная «фишка», но кто знает, кто знает.

В этом бизнесе есть ещё один интересный момент: мы видим будущее. Ведь упаковку нужно заказывать вперед на несколько месяцев. Поэтому мы уже зимой знаем, какие новинки будут весной у мороженого, например.

По заказываемым пакетам Александр Ладан видит будущее: кто и какие новинки готовит для потребителей
Источник:

— Как на вас сказалась пандемия?

— Полностью обнулился сегмент фирменных пакетов — тех, которые вам бесплатно дают в магазинах обуви или одежды. При этом стало больше заказов упаковки для строительных смесей, грунтов и так далее — люди больше занялись ремонтом и садовыми участками.

Выросли заказы на упаковку для товаров под собственными торговыми марками у крупных ритейлеров, потому что люди стали экономить, а PL (частные марки. — Прим. ред.) — это всегда дешевле. Сейчас мы видим очевидный рост товаров, которые выпускают по лицензии — когда на упаковке какого-нибудь печенья или батончиков появляются популярные персонажи из комиксов. Больше стали покупать мороженого, но это сезонный товар.

Искать новых клиентов в этих условиях гораздо сложнее, потому что в нашем бизнесе без личных контактов, без тестов пленки продать что-то затруднительно. Да и сами наши клиенты пока очень осторожны в плане запуска новых акций, видов продукции, брендов.

Уже сейчас на фабрике вовсю печатают упаковку с новогодней символикой
Источник:

— Сейчас многие страны вводят ограничения на упаковку из пластика. Как видится будущее компании в этом смысле?

— Эта очевидная проблема, но она существенно глубже, чем может показаться со стороны. Например, замена полимерной упаковки бумагой с точки зрения нагрузки на экологию — сомнительный вариант. При производстве бумаги образуется гораздо больше вредных выбросов. Да и саму бумагу можно использовать далеко не везде.

А самое главное — то, что в большинстве случаев потребитель воспринимает как бумажную упаковку, на самом деле имеет слой защитной полимерной пленки, что делает невозможной (в крайнем случае — очень сложной) её переработку. Тот же стаканчик для кофе, он ведь не совсем бумажный.

В подавляющем большинстве случаев упаковка делается из нескольких слоев разных материалов, которые позволяют лучше защитить или представить продукт, но перерабатывать такую упаковку сложно. Это требует разработки новых материалов, новых технологий. И денег.

Задача не в том, чтобы как-то отказаться от пластика, а в том, чтобы научиться его собирать — раздельно — и перерабатывать. В России до сих пор ГОСТы позволяют из вторичного пластика делать только пакеты для мусора и какую-то утварь вроде тазиков. И это правильно. Пока нет технологий, позволяющих гарантированно безопасно перерабатывать пластиковые отходы для вторичного использования в большинстве упаковочных решений. А имеющиеся альтернативные решения гораздо дороже и ограничены по ресурсной составляющей.

Но в любом случае сбор и переработка требуют стимулирующих мер со стороны государства. Такая деятельность требует больших объемов — иначе она экономически невыгодна. И мы видим здесь для себя перспективу. Потому что понимаем, что экология сейчас, как армия: не вложишься в свою — будешь кормить чужую, экологичную экономику.

Один из возможных способов переработки пластика — костюм из пакетов, шуточный подарок партнеров
Источник:

— Изменила ли пандемия что-то в личном плане? Многие сейчас переживают, что не смогут поехать в привычные места отдыха.

— Конечно. Хотя место отдыха не очень экзотическое — это Молдавия. Каждое лето в течение последних 17 лет дети отдыхали там у бабушки и дедушки. У них там сложилось свое братство, они на великах гоняли, на улице весь день без сотовых — прямо как в моем детстве. И мы сами отдыхали от детей. У меня больше времени для работы появлялось. Но в этом году семья целиком первое лето проводит в Новосибирске, и нам понравилось — мы проводили куда больше времени вместе. Когда стало возможным выезжать в окрестности, то впервые увидели интересные места вокруг, в которых ни разу не были. Так что в любых обстоятельствах нужно искать новые возможности.

Какие ещё интервью с бизнесменами интересно почитать

О том, на сколько выросли цены на квартиры, и о проблемах строительства малоэтажного жилья в Новосибирске можно прочитать в интервью с директором компании застройщика жилых комплексов «Оазис» и «Бавария» Максимом Петровым.

Основатель 2ГИС Александр Сысоев рассказал о продаже компании Сбербанку и чем он теперь займётся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
169
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления