26 октября вторник
СЕЙЧАС +10°С

Станет ли когда-нибудь Новосибирск городом без пробок (надежды мало, но она есть)

Проехали на самокате по разбитым дорогам и спросили экспертов, можно ли спасти город от машин

22 774

Поделиться

Журналист прокатился по городу на самокате и убедился, насколько сложно полюбить этот вид транспорта, когда нет инфраструктуры

Журналист прокатился по городу на самокате и убедился, насколько сложно полюбить этот вид транспорта, когда нет инфраструктуры

Поделиться

События лета и теплой весны в сфере кикшеринга были, мягко говоря, грустными. В СМИ часто попадались заголовки о ДТП с участием самокатов и автомобилей. На это, разумеется, были различные реакции по эмоциям и конструктиву от разных людей. Высказались все: горожане, которые ездят на самокатах, люди, которые ими ни разу не управляли и ни за что не станут, автовладельцы, урбанисты и юристы. Возможно, где-то есть даже комментарий 90-летней бабули. Мы решили разобраться, почему, собственно, эта бомбочка разорвалась всего лишь спустя каких-то несколько лет присутствия кикшеринга в Новосибирске.

«Главное зло» 2021 года или спасение от многих проблем

Надо сказать, что электросамокаты в России всколыхнули медиапространство похлеще, чем коронавирус в 2020 году. Причем не только из-за аварий, но и из-за прихода в новые регионы. Появление такого явления как кикшеринг вскрыло проблемы разного типа: культуры, дорог, дураков (что уж там), нехватки времени, ресурсов и банальных правил дорожного движения.

То, что к этому явлению нужно привыкнуть, говорит и велоактивист Алексей Куницин: «Просто когда велосипедный трафик выше, пешеходы и велосипедисты чаще «видятся», а пешеходы сами часто бывают велосипедистами. Ведь нет разделения на пешеходов, велосипедистов и автолюбителей». То же касается самокатчиков.

Пока не закрепились правила этикета, что перемещаясь на самокате, не нужно сигналить в спину людям, спокойно идущим по тротуару, чтобы обогнать или подрезать их. Для самих самокатчиков инфраструктура тоже не подготовлена. По ребристой плитке и стертому асфальту, по тротуарам с бордюрами перед светофорами ехать не очень комфортно, но все-таки оазисы с идеальной дорогой есть. Самокатчики в большинстве своем адекватные люди, но иногда попадаются лихачи, решившие ехать на одном самокате вдвоем или вместе с ребенком. Чтобы и люди, и города были готовы к новому виду транспорта, должно пройти время, властям стоит выделить больше ресурсов на развитие дорожной сети, и надо сформировать адекватные правила, по которым ГИБДД смогли бы контролировать пользователей самокатов — частных и прокатных.

По сути, на кикшеринг стали валить все недостатки, даже странно, что это не стало мемом. Хотя по факту, возможно, это единственный инструмент, который способен спасти этот мир. Да-да. Экология, будь она неладна. И не только, кстати. Кикшеринг может реально разгрузить город от пробок и количества машин во дворах, избавить от забитых парковок, ну и доставит наслаждение как автомобилистам (меньше будет водителей на дорогах), так и новоиспеченным самокатчикам, которые испытают кайф от поездки.

Наш Новосибирск может стать городом, в котором можно добраться от точки А в точку Б за 15 минут. И больше не придется думать о покупке вертолета, чтобы облететь пробку на Большевистской, Кошурникова, Богдана Хмельницкого или на Димитровском мосту.

Самое впечатляющее, что помимо экологичности, компактности (на одну парковку автомобиля встает 12 самокатов), оптимальной скорости, самокат может себе позволить любой житель России по стоимости, даже пенсионер. Стоят они недорого. И взять в прокат его в несколько раз дешевле, чем заказать такси.

Кто захватил Сибирь и другие города


Компанию Whoosh основали четыре выходца из S7: Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев. Генеральным директором является Дмитрий, Егор отвечает за технический блок, Сергей — за взаимоотношения с государственными органами, Олег — за операционные процессы.

Сезон 2020 года компания открыла с флотом 250 электросамокатов в Академгородке и вышла в Новосибирск с 530 новыми электросамокатами. К тому времени количество пользователей Whoosh в Новосибирске составило более 41 тысячи, в 2021 эта цифра превысила 1,5 миллиона по всей стране.

— Мы считаем, что наша практика подписывать соглашения с мэрией, которое регулирует правила работы кикшеринга в каждом городе, должна стать общей для всех компаний, работающих в этой отрасли. И, конечно, для развития микромобильного транспорта сейчас не хватает ПДД. Мы рассчитываем, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону, — подчеркнула пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик.

В Уфе Whoosh разработал проект по разметке виртуальных велопарковок, благодаря которой в городе повысилась парковочная дисциплина. Теперь пользователи завершают аренду в размеченной области

В Уфе Whoosh разработал проект по разметке виртуальных велопарковок, благодаря которой в городе повысилась парковочная дисциплина. Теперь пользователи завершают аренду в размеченной области

Поделиться

Сколько аварий на самом деле

Аварийность с электросамокатами и другими «средствами индивидуальной мобильности» выросла вдвое с начала года. В общей сложности, по отчету Научного центра безопасности дорожного движения МВД, произошло 135 таких происшествий, в которых погибли 3 человека и ранены 138. Больше всего аварий произошло в Санкт-Петербурге (32), Москве (26), Краснодарском крае (12), Свердловской области (10). Чаще всего ДТП данного типа происходили на выезде с прилегающей территории (37 аварий), на регулируемом пешеходном переходе (26) и регулируемом перекрестке (24). В 116 происшествиях СИМ принадлежали физлицам, в 19 — юрлицам.

В 2021 году общее количество ДТП с участием электросамокатов в Новосибирске составило 24 шт. К сожалению, 1 — с летальным исходом. Остальные — слабой и средней степени тяжести. К серьезным травмам привело 6 ДТП.

Но пока самокаты называют «главным злом» 2021 года и пытаются с ним бороться. Разными способами. Иногда не очень логичными. Например, в Казани запрещали парковки. В Томске эвакуировали весь парк электросамокатов. Питер вообще хочет заменить все точки парковки на пункты проката — такая инициатива проходит финальные обсуждения. В Новосибирске запретили кататься на самокатах во многих парках, где нет велодорожек, а их почти везде нет.

Что на это говорят представители арендных самокатов?

— Требование запретить — нормальная реакция на появление чего-то нового и непонятного, — считает представитель компании Whoosh Юлия Камойлик. — Но мы по опыту знаем, что шеринговые самокаты становятся причиной тяжелых травм реже, чем частные. Например, мы ограничиваем скорость — быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет. Через приложение мы продвигаем знание ПДД и стиль управления самокатом, уважительный к остальным жителям города.

«Правила полностью оторваны от реальности»


Как это часто бывает, в России сначала бизнес успешно запустит что-то новое, что давно в обиходе во всех цивилизованных странах, а потом только у нас начинают пытаться придумать законы или подогнать явление под существующие. Так и с кикшерингом. Пока он в серой зоне, точнее, никак не прописан в ПДД. Самокатчиков определяют то к пешеходам, то к велосипедистам, то утверждают, что это мопед, если агрегат супермощный.

Велоактивист Алексей Куницин считает, что в школе надо чаще рассказывать о ПДД: «Дети — это самые активные пользователи индивидуальных видов транспорта»

Велоактивист Алексей Куницин считает, что в школе надо чаще рассказывать о ПДД: «Дети — это самые активные пользователи индивидуальных видов транспорта»

Поделиться

Какие сейчас идут процессы по согласованию ПДД для средств индивидуальной мобильности и кто будет контролировать их исполнение?

— Без изменения существующих правил невозможно регулировать движение электросамокатов, возникает абсурдная ситуация, когда двигаться по ПДД на электросамокате становится опаснее, чем их нарушать, — считает юрист, общественник Григорий Скарченко. — Новая редакция ПДД разрабатывается Минтрансом РФ уже 2 года, с первой редакцией я ознакомился еще осенью 2019-го. Недавно анонсировали последнюю версию документа, с которой я пока не знаком. Обсуждать сейчас всерьез, как по текущим ПДД должны передвигаться электросамокаты, не имеет смысла, потому что эти правила полностью оторваны от реальности.

А ведь на одном — вы пешеход и обязаны двигаться исключительно по тротуарам (нельзя даже по велодорожкам), а на втором — вы водитель мопеда. Мопедам можно ездить исключительно по обочине и правому краю проезжей части (по велодорожкам тоже нельзя, только по полосам для велосипедистов), при этом вы должны быть в шлеме и с правами. ПДД должны быть четкими и понятными — только так их будут соблюдать. Пока не будет приняты новые правила, этот хаос с электросамокатами будет продолжаться.

— Самокат приводится в движение мускульным движением: чтобы он включил двигатель, нужно оттолкнуться ногой и немного разогнаться, — объясняет Юлия Камойлик. — Только потом самокат отреагирует на рычаг газа. Поэтому по действующим ПДД он не является механическим транспортным средством.

В компании Whoosh подчеркивают, что во многих странах маломощные электросамокаты приравнены к пешеходам, но для регулирования их движения нынешних правил недостаточно. А к самокатам мощностью выше 250 Вт, по мнению представителей кикшерингового сервиса, стоит относиться как к мопедам.

На пешеходном переходе самокатчик обязан спешиваться

На пешеходном переходе самокатчик обязан спешиваться

Поделиться

Григорий Скарченко считает, что права для обычных электросамокатов вводить не нужно из-за их низкой общественной опасности. Количество травм и ДТП с электросамокатами не идет ни в какое сравнение с количеством травм и ДТП с автомобилями. От столкновения погибают как пешеходы, так и водители других машин.

Где катаются на самокатах в Новосибирске (и где реально можно)

На самокатах, личных, обычных и электро-, передвигаются по всему городу, несмотря на узкие тротуары и плохое дорожное покрытие. Спросили у нескольких новосибирцев, почему они решили освоить этот вид транспорта.

— В первый раз я встал на электросамокат в 2019 году. А воспользовался сервисом Whoosh летом этого года, — говорит новосибирец Сергей. — Первые 3–4 поездки были не очень уверенными. Но потом я освоился. Катаюсь везде: на работу, домой, если просто куда-то надо, да и без развлекательных поездок не обходится. Из плюсов хочу выделить мобильность и экономию. Как-то раз я доехал от «Ауры» до зоопарка за 10 минут и потратил на все 50 рублей. Такси стоило 370 рублей. Но минусов тоже хватает. Во-первых, холодно. Во-вторых, дороги Новосибирска не приспособлены для любого колесного транспорта. В-третьих, человек — существо крайне хрупкое.

«Транспортная система города нуждается в изменениях, это очевидно: необходимо улучшать условия для передвижения пешком, на индивидуальных видах транспорта и для общественного транспорта», — подчеркнул велоактивист Алексей Куницин

«Транспортная система города нуждается в изменениях, это очевидно: необходимо улучшать условия для передвижения пешком, на индивидуальных видах транспорта и для общественного транспорта», — подчеркнул велоактивист Алексей Куницин

Поделиться

У Сергея нет автомобиля, он шутит, что вместо него у него желтый двухколесный конь, но в нашем городе просто негде на нем ездить. С ходу он вспомнил только одну улицу с велодорожками — Владимировская. И то они там не самые удобные. И сам самокатчик боится электросамокатов, которые могут ехать до 100 км/ч. Таким точно не место на тротуаре, считает он.

Что говорят в Академгородке.

— У меня есть электросамокат, но иногда я все равно пользуюсь арендой, если свой самокат оставил дома и нужно быстро добраться из точки А в точку Б, — отметил Владимир Гордиенко. — Электросамокат впервые попробовал в прошлом году — это оказалось отличной альтернативой общественному транспорту во время пандемии. Ездить на них просто, если умеешь кататься на обычном самокате или велосипеде. Однако я считаю, что человек, вставший на электросамокат, должен знать ПДД и быть совершеннолетним.

Хотя, конечно, ехать на работу на самокате гораздо веселее, чем на маршрутке или в пробке на авто, — продолжает Владимир. — С моей точки зрения, требуется переработка ПДД. Сейчас в них у электросамокатов размытый статус. Самокат подходит как под определение мопеда, так и под определение пешехода, в итоге получается, что на самокате я и на дороге, и на тротуаре как бы нарушитель, в зависимости от настроения инспектора, который меня решит остановить. Вторая важная часть — это создание полноценной велоинфраструктуры по всему городу, которой могли бы пользоваться и электросамокатчики. Сейчас ездить неуютно: и на тротуаре, и на дороге ты чужак, нужна своя выделенная дорожка. У меня машины нет, считаю, что в городе можно легко обойтись без нее. Не хочется делать свой вклад в пробки и загрязнение города.

Сейчас велодорожки в Академгородке выглядят как узкие тропинки между дорогой и тротуаром

Сейчас велодорожки в Академгородке выглядят как узкие тропинки между дорогой и тротуаром

Поделиться

Пока оптимальная инфраструктура для новосибирских самокатчиков и велосипедистов есть в Кольцово. Строительная компания «Проспект» реконструировала велодорожки по всему наукограду, причем с разных сторон основной дороги и полосами движения, и строит их в новых микрорайонах.

— Нам, как застройщику, не приходится «придумывать велосипед»: идея не нова, в наукограде Кольцово генпланом предусмотрены широкие тротуары — мы продолжаем эту концепцию внедрять и в своих новых микрорайонах, — комментирует директор строительной фирмы «Проспект» Владимир Николаевич Монагаров. — В микрорайонах старой застройки, а также в местах отдыха нами (в рамках программы «Безопасные и качественные дороги») были проделаны работы по обновлению тротуаров, заодно произвели и дорожную разметку для велотранспорта. Жители и гости наукограда всегда с теплотой и благодарностью отзываются о подобных инициативах. Мы сами и наши дети живем и работаем, учимся здесь — мы просто делаем, как для себя. В Кольцово очень много велосипедистов; дети в основном самостоятельно передвигаются по наукограду от школы до дома, в секции и кружки — и часто они делают это на велосипедах или самокатах. Поэтому велодорожки у нас — это данность еще с времен начала строительства поселка. А мы продолжатели этой замечательной традиции.

Велодорожки в наукограде Кольцово

Велодорожки в наукограде Кольцово

Поделиться

Как сделать Новосибирск микромобильным


— Новосибирцы готовы к микромобильности, сервисы проката замечательно работают. Когда будет инфраструктура, и на велосипеде будет доехать быстрее, чем на машине, то многие на них пересядут. Последние несколько десятков лет приоритет отдавался личному автомобильному транспорту, что совершенно неверно по нескольким причинам. Во-первых, далеко не все пользуются личными автомобилями, 60% процентов перемещений по городу происходит на общественном транспорте. Во-вторых, с точки зрения использования городского пространства автомобиль не эффективен: по статистике везет 1,3 человека, а места занимает на дороге много, потом он еще занимает городскую землю и чаще всего бесплатно. В-третьих, массовое автомобилепользование — это неэкологично. Чтоб спасти Новосибирск от пробок, нужно развивать альтернативный и общественный транспорт. А со строительством новых мостов, развязок и дорог в городе пробок будет только больше, — считает архитектор-урбанист Вячеслав Удинцев.

Да, в городе есть велодорожки на набережной и Владимирской, но этого недостаточно. Да и дело не в том, чтобы выделить полосу по всему городу для велосипедистов и самокатчиков. Нужно сделать веломаршруты с отдельными зонами, с тоннелями, мостами через реки и железные дороги, где приоритет отдается микромобильному транспорту.

Общественник и велоактивист Алексей Куницин рассказал, что вместе с мэрией и Советом депутатов Новосибирска оформил два документа, которые «советуют» и даже обязывают город строить велосипедную инфраструктуру. Это «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2030 года» и «Комплексная схема организации дорожного движения». В них — схемы и планы по развитию инфраструктуры для всего транспорта на 10 лет.

— Эти документы сделали для мэрии Новосибирска одни из лучших российских экспертов, я участвовал в создании схемы для велосипедного транспорта. Там покрытие почти всего города: где-то это отдельные велосипедные дорожки, где-то велополосы на проезжей части, где-то совмещенные велопешеходные зоны. Там расписано, когда и что должно быть сделано. В первую очередь должна быть реконструкция в Академгородке, во вторую — центральные улицы Новосибирска, где уже сейчас есть велосипедный трафик, и потоки с пешеходами и автомобильным транспортом надо разделять. На данный момент все это реализуется не то что со скрипом, а фактически не реализуется. Увы, город упускает свой шанс, — прокомментировал Алексей Куницин.

Схема велодорожек, которые должны появиться в Новосибирске. В проекте не предусмотрены велополосы и велопешеходные зоны

Схема велодорожек, которые должны появиться в Новосибирске. В проекте не предусмотрены велополосы и велопешеходные зоны

Поделиться

Неизвестно, пытается ли администрация что-то делать по этой программе, но сконцентрироваться на самокатах планы были.

— Наверное, не вся территория города должна быть местом, где можно бросить самокат. Мы планируем разработать маршруты передвижения самокатов, чтобы не по всем тротуарам с высокой скоростью они передвигались. Это маршруты от метрополитена, конечных остановок транспорта, узловых, до мест отдыха, — рассказал мэр Новосибирска Анатолий Локоть во время пресс-конференции 14 мая.

«Уже давно хочет сделать в Академгородке что-то масштабное и хорошее»


Не только российские города готовы к развитию микромобильного транспорта, к развитию готовы и горожане, и даже кикшеринговые компании.

По мнению юриста и общественника Григория Скарченко, процесс тормозит отсутствие грамотных специалистов. Российская транспортная наука сильно отстала от мировой. У нас все еще пытаются решать нерешаемую задачу неработающими методами — избавится от пробок расширением дорог и ускорением автомобилей.

Если уже сейчас люди ездят на велосипедах и самокатах без нормальной инфраструктуры, представьте, какое количество человек будет передвигаться, если такая инфраструктура появится.

— При этом есть такой же спрос и на общественный транспорт. Люди будут на нем ездить, если он станет комфортнее и быстрее. А не слишком длинные расстояния предпочтут преодолевать на велосипедах или самокатах, если будет безопасная инфраструктура. И вот этот спрос уже реально удовлетворить. К тому же это выйдет гораздо дешевле, чем строить очередную бесполезную развязку за несколько миллиардов.

— Насколько мне известно, сервис Whoosh взял на себя обязательства по реконструкции и созданию велосипедной инфраструктуры в Академгородке — вот это верный шаг. Когда инфраструктура будет приведена в норму, мы увидим, как за очень короткий период тысячи горожан выберут эти виды транспорта, — прокомментировал велоактивист Алексей Куницин.

По мнению Алексея Куницына, прокатчики тоже должны вкладываться в развитие городской среды, а не только эксплуатировать ее для извлечения выгоды

По мнению Алексея Куницына, прокатчики тоже должны вкладываться в развитие городской среды, а не только эксплуатировать ее для извлечения выгоды

Поделиться

Пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик рассказала, что компания «уже давно хочет сделать в Академгородке что-то масштабное и хорошее». В настоящий момент компания проектирует план велодорожек, процесс находится в активной фазе.

Сооснователь компании Whoosh Сергей Лаврентьев на встрече с представителями мэрии Новосибирска заявил, что в Академгородке уже 70% поездок на электросамокатах происходят по транспортному сценарию.

— Пользователь берет самокат, чтобы доехать из пункта A в пункт B по кратчайшему маршруту. Для полноценного обеспечения сценария необходимо два параметра: покрытие и инфраструктура. К сожалению, инфраструктура велодорожек, заложенная изначально при проектировании Академгородка, находится сейчас в плачевном состоянии, мы хотели бы помочь городу с ее восстановлением, — сказал Лаврентьев.

Поделиться

Партнёрский проект

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...