В 2015 году количество угонов в Новосибирской области подскочило на 36 %. При этом раскрываемость таких преступлений снизилась на 9 % и теперь составляет всего 16,8 %. В этой ситуации становится интересно, как борются с проблемой правоохранительные органы. Как реагирует ГИБДД, почему не ловит преступников на дороге и как угонщикам удается скрывать добычу? Помогают ли полицейские угонщикам и есть ли способы снизить риск угона своего авто? Об этом корреспондент НГС.АВТО поговорил с новосибирцем Павлом Алексеевым, проработавшим инспектором ДПС с 2006 по 2010 год сначала в ГИБДД Дзержинского района, а затем во втором полку ГИБДД.
Справка: По данным ГУВД по Новосибирской области, за 8 месяцев 2015 года в регионе было совершено 687 автокраж, что на 36,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост практически полностью обеспечил Новосибирск, так как в районах области количество таких преступлений выросло всего лишь на 2 %. При этом раскрыто было только 16,8 % автокраж — на 9 % меньше, чем за 8 месяцев 2014 года. В данном случае учитываются лишь угоны на продажу или на разбор. Далее в тексте под словом «угон» подразумевается именно этот вид преступлений.
Как ищут угнанные машины в Новосибирске?
При заступлении на смену инспекторам всегда выдаются ориентировки на угнанные и похищенные автомобили. В среднем за смену 5-6 авто, бывает и по 15–20 штук. Это все нужно запомнить и заметить в огромном потоке машин. Когда 3 экипажа на целый район города, это практически нереально.
По горячим следам ведется работа?
Есть такая операция «Перехват» — когда угон свежий, когда идет заявление об угоне, сразу же экипажи занимают определенные перекрестки, заранее указанные в расстановке. В течение часа они стоят и смотрят во все стороны, проверяя номера автомобилей. Я сам много раз стоял на «Перехвате» — за 5 лет ни разу ни одна машина не попалась. Ни разу по ориентировке не было найдено автомобиля.
Почему «Перехват» не работает?
Серьезные люди, которые угоняют машины под заказ или на запчасти, понимают, что такое «Перехват». Они знают, что он длится час, знают, на каких перекрестках дежурят экипажи. В конце концов, ночью любой экипаж очень просто отвлечь. Есть события, на которые экипаж ГАИ уезжает незамедлительно: это столкновение с пострадавшими либо когда обошлось без травм, но известно, что один из участников аварии пьян. Например, я дежурил на перекрестке пр. Дзержинского – ул. Трикотажная. Звонишь и говоришь, что на саду Дзержинского ДТП с пострадавшими. Экипаж едет туда, ты точно знаешь, что он там. Спокойно едешь по проспекту через Трикотажную. Все это сделать несложно по одной простой причине — экипажей мало.
Но ведь кого-то ловят?
Вообще бывает два вида угонов. Первый — это подростки либо пьяные берут машину покататься по дурости. Второй — это серьезные угонщики. Кого находят? Вот он выехал пьяный, привлекает внимание, как правило, в ночное время. Конечно, экипаж его останавливает, проверяет и задерживает. До того, как я работал в ГАИ, у меня дважды угоняли две разные «шестерки». Оба раза находили. Оба раза это были подростки, которые попадались экипажам, только выехав с места. По горячим следам реально поймать только каких-нибудь дурачков — подростков, которые ездить не умеют, и прочих. Или был вот курьезный случай: пьяный взял у друга машину покататься и пытался продать ее прохожим. Одним на Волочаевской предложил, вторым, а третьи позвонили в полицию. Выехало 3 экипажа, зажали его и скрутили, угон раскрыли. Но по сути это был и не угон, а пьяная дурость.
Как преступникам удается скрываться?
У людей, серьезно занимающихся угонами автомобилей, все хорошо продумано. Как правило, неподалеку снимается гараж. Через 5 минут после угона авто уже стоит в этом отстойнике. Даже если нет гаража — подойдет фура. В грузовичок-пятитонник машина впритык войдет. Найти такие автомобили по горячим следам невозможно. Сейчас все ставят машины во дворе, и гаражи пустуют, поэтому быстро арендовать гараж не проблема. Резюмируя, можно сказать, что по горячим следам вашу машину искать будут, но только вряд ли найдут.
Почему полиция не контролирует гаражные кооперативы, если известно, что угонщики прячут добычу в гаражах?
Чтобы работать с гаражными кооперативами и знать, где находятся возможные «отстойники», нужна серьезная профилактическая работа, которая у нас практически потеряна. Это уже ГИБДД не касается, этим должен заниматься участковый. По идее, участковый должен хорошо знать свой участок, обходить его — где какие гаражи, где СТО и пр. У участковых текучка кадров, да и не любят они этой работой заниматься. Даже если участковый предполагает, что в каком-то гараже находится «отстойник», просто так, без санкций прокурора, его не взломаешь. Нужно убеждать прокурора, что там, возможно, находится автомобиль, — это все сложно. Раскрытием краж занимается уголовный розыск, а не ГИБДД. Есть категории преступлений, которые более интересны для раскрытия, и те, которые менее интересны. Любой опер понимает, что если он раскроет, скажем, убийство, то ему премию дадут, благодарность объявят и прочее. Либо грабеж, разбой, изнасилование — все, что связано с насилием. Угон автомобиля не считается тяжким преступлением. Если ты нашел чью-то машину, то да, ты делаешь свою работу, но не более. Стимула никакого. Так же как с карманными кражами.
Знаете ли вы о конкретных примерах гаражных кооперативов, где работали преступники?
В Дзержинском районе есть большое гаражное общество «Березовая роща», в него есть три заезда: с Лежена, с Красина и с Королева. Когда я еще работал в ГИБДД, там угонщики вскрывали гаражи. Причем не ломали двери, а выносили стены, так как это сделать легче — там стена в один кирпич. Бывало, они, чтобы добраться до нужной машины, выбивали стены у семи гаражей! В этом гаражном обществе есть высокий тополь и на нем прибиты ступеньки. Сверху видно все общество и все въезды — ночью видно по фарам, если кто-то едет. Двое долбят, один сидит наверху, чтобы предупредить в случае чего.
А что с авторазборами? Ведь краденые запчасти продаются здесь же, в городе.
Вопрос по поводу авторазборов нужно задавать начальнику криминальной полиции города, это компетенция участковых и уголовного розыска. Но это просто никому неинтересно. Так же как и кража сотовых телефонов. Ведь на самом деле телефон можно найти через оператора, даже если SIM-карту вытащили. Когда расследуют убийства, то махом вычисляют по телефону. То же самое и с авторазборами — их не так много, контролировать их вполне реально. Но этим никто не занимается.
Есть ли какие-то эффективные способы поиска угнанных авто?
Ранее самым эффективным способом поиска угнанных автомобилей были регистрационные подразделения ГИБДД. Сейчас система постановки на учет сильно упростилась, что сыграло на руку угонщикам. То же самое и с дубликатами номеров. Раньше при утере номера нужно было получать новый. А теперь можно сделать так называемую «воздушную машину»: есть у меня BMW X5, я делаю фальшивые документы, перебиваю номера, снимаю чужие номера с похожего BMW X5, и все — у меня готовый клон.
Правда ли, что сотрудники ГИБДД «крышуют» угонщиков?
Сотрудникам намного легче было бы брать взятки, чем «крышевать» угоны автомобилей. Ведь когда ты берешь взятки с напарником, который тоже является сотрудником полиции, то вы на одной волне, у вас похожее мышление. Проще разрешить кризисную ситуацию. А тут нужно входить в сговор с какими-то жуликами, у которых мышление совсем другое. Да они сразу же тебя сдадут, если их поймают. Овчинка выделки не стоит.
Есть мнение, что инспекторы ГИБДД заинтересованы сделать план по штрафам, вместо того чтобы искать угнанные машины…
У нас очень маленькая плотность экипажей. После сокращения осталось 30 экипажей на 10 районов города, по 3 на район. По опыту знаю, что оформление одного столкновения занимает в среднем 1 час. Если оформить 12 столкновений за 12 часов смены, то больше ни на что вообще времени нет. В среднем их бывает 7-8 за смену плюс обед. По сути, дневные смены занимаются только столкновениями, так как они обязаны выезжать на вызовы на своем участке. Если остается время, то пишут протоколы — заезд под знак, превышение скорости и прочее. Жесткого плана по тем или иным нарушениям нет. Если идет всплеск ДТП с пешеходами, то идет установка — больше протоколов по этим нарушениям. Так ГИБДД реагирует на дорожную ситуацию, «принимает меры». Но в любом случае нужно показать начальнику смены, что ты работал. Скажем, у меня 8 столкновений, 10 протоколов, час стоял на регулировании, час на перехвате. Да, ты работал. Или так: у меня 2 столкновения, 2 протокола и час обеда. Начальник спросит: «А чем ты целый день занимался?».
Как защитить свою машину от угона?
Серьезных преступников интересуют дорогие машины, а шпану — те, которые легко открыть. Средний класс машин не интересен ни тем, ни другим. Не угоняют машины более-менее оригинальные, которые выделяются в потоке. Аэрография — это 99 % защиты от угона. Был такой курьезный случай. Мужчина звонит на радио и говорит: «У меня машину угнали». Ему говорят: «Ну звоните в полицию». А он: «У меня наклейка на заднем стекле смешная, в ней есть слово "идиот"». Тут же в студию пошли звонки от очевидцев, которые этот автомобиль в потоке буквально «вели». Также имеет смысл ставить механические блокираторы и «секретки».
Марк Волков
Фото предоставлено Павлом Алексеевым