Вечером 7 июля по стране прокатилась новость — в Краснодарском крае потерпел крушение поезд «Новосибирск – Адлер» с шестью сотнями пассажиров. 11 вагонов поезда сошли с рельсов и частично завалились на бок, а людям пришлось выбираться через окна. Причины случившегося устанавливает специальная комиссия, однако на сегодня уже есть одна сколь-нибудь определенная версия: якобы, рельсы «повело» от 35-градусной жары. Корреспондент НГС.НОВОСТИ проследил хронику событий с поездом № 139, «проник» в валящиеся на бок вагоны глазами очевидцев, осведомился о состоянии пострадавших и выяснил, способна ли жара погнуть рельсы.
Пассажиры поезда № 139 по маршруту «Новосибирск – Адлер» готовились к долгожданному окончанию путешествия — к вечеру 7 июля состав достиг Крыловского района Краснодарского края. Всего в 19 вагонах поезда ехало 618 человек, 132 из них — от самого Новосибирска. Около 17 часов дня на 1461-м км перегона Кисляковская – Крыловская машинист применил экстренное торможение.
Когда упавшие на бок вагоны остановились, пассажиры бросились на поиски выхода — двери оказались заблокированы. Несмотря на отдельные истерики, общая атмосфера в вагонах не превратилась в панику. Скоро внутрь посыпались стекла — дежурившие в штабном вагоне сотрудники транспортной полиции, совместно с пассажирами оставшихся на колесах вагонов, били окна, чтобы вытащить пострадавших.
Всего сошло с рельсов 11 вагонов, из них 5 упали на бок. Последствия крушения оказались сравнительно легкими — никто не погиб. За медицинской помощью в больницу станицы Крыловская обратились 25 человек, однако только 10 (включая 5 детей, новосибирцев среди них нет) понадобилась госпитализация. Остальные пассажиры уже в 22 часа вечера продолжили путь в Адлер — их доставили на станцию Кущевка, а оттуда был сформирован новый состав. Помимо локомотива и вагонов в результате аварии было повреждено около 500 м дорожного полотна.
Вечером 7 июля в МЧС характеризовали состояние пострадавших как «средней степени тяжести».
Главный врач Крыловской центральной районной больницы Валерий Рец рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что пассажиры поезда преимущественно получили сотрясения головного мозга, закрытые черепно-мозговые травмы и ушибы. «В реанимации никого нет. У одной женщины ушита рана головы. Еще у одной пассажирки переломы 6-го и 7-го ребер и ушиб грудной клетки. Все пятеро детей стабильны. Сегодня (8 июля. — М.В.) большую часть пациентов будем выписывать», — уточнил врач.
8 июля Национальный союз страховщиков ответственности распространил заявление, что пострадавшие при аварии поезда на Кубани могут рассчитывать на страховые выплаты до 2 млн руб. Пострадавшие пассажиры получают возмещение по таблице выплат. Так, минимальная выплата по ушибу по этой таблице составляет 2 тыс. руб. Выплата при сотрясении мозга зависит от продолжительности лечения и составляет от 60 тыс. руб. (при лечении не менее 10 дней) до 100 тыс. руб. (лечение не менее 28 дней). При переломах конечностей выплата может достигать до 500 тыс. руб.
Также 8 июля Южное Следственное управление на транспорте СК РФ заявило о возбуждении уголовного дела по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (ч. 1 ст. 263 УК РФ). По этой статье предусмотрен штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 2 лет. На сегодня следствием рассматриваются различные версии произошедшего, приоритетными являются сход вагонов в результате неисправности подвижного состава или железнодорожного полотна, версия теракта исключается.
Ранее РИА Новости со ссылкой на МВД края сообщало, что версией машиниста локомотива является искривление рельсов в результате 35-градусной жары.
Кажущуюся обывателю фантастичной версию о влиянии жары на рельсы защитил заместитель заведующего кафедрой «Путь и путевое хозяйство» СГУПС Дмитрий Величко. По его словам, бесстыковые пути состоят из очень длинных рельсовых плетей, закрепленных с двух сторон. Множество стандартных 25-метровых рельсов сварены между собой в одну «плеть» длиной с целый перегон. Этот длинный рельс закрепляется при определенной температуре окружающей среды. При повышении температуры воздуха рельс нагревается: к примеру, при температуре воздуха в полдень плюс 35 градусов по Цельсию температура рельса достигает 55 градусов. «Из-за нагрева рельса в нем растут сжимающие силы. Запас устойчивости бесстыковой конструкции достаточно высокий и зачастую они выдерживают. Но при недоработках в содержании путей, проблемах с креплениями может происходить потеря устойчивости или так называемый выброс пути. Чтобы представить, что это такое, возьмите металлическую линейку и сжимайте с двух сторон», — объясняет эксперт.
Железнодорожный маршрут «Новосибирск – Адлер» имеет дурную славу. Именно на нем в 1989 году произошла крупнейшая за всю историю СССР и современной России железнодорожная катастрофа.
Из-за повреждения газопровода на границе Башкирской АССР и Челябинской области произошел взрыв газа, в который попали два поезда «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск». Тогда погибли 575 человек и еще 600 получили ранения. Анализ железнодорожных катастроф за последние 20 лет показывает, что неисправность путей является далеко не главной причиной аварий. Чаще всего трагедии происходили из-за посторонних помех (автомобили на путях), неверных действий или халатности работников железной дороги и неисправности поездов.
По статистике, в России железнодорожный транспорт остается самым безопасным. Так, в 2012 году в авиакатастрофах российских авиакомпаний погибли 93 человека, на автодорогах страны — 27 991 человек, а крупных аварий на железной дороге с погибшими не зафиксировано. С начала нынешнего года в результате железнодорожных аварий погибли 2 человека.
Марк Волков
Фото РИА Новости