NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Недвижимость «Когда переехала, думала, с ума сойду» (фоторепортаж)

«Когда переехала, думала, с ума сойду» (фоторепортаж)

Прогулка по самой шумной улице Новосибирска — здесь жили первый городской инженер и знаменитые купцы, а во дворах домов устраивали танцы

Ул. Большевистская начинается с площади у автовокзала и тянется около 8 км до Бердского шоссе. На городских планах она, еще как рядовая улица, присутствует с 1896 года, но значение приобрела только в 1904-м, когда начали связывать Ново-Николаевск и село Бердское, рассказал историк, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев. Сперва улица называлась Трактовой, в 1912 году стала Будаговской, в честь инженера Григория Будагова, возглавлявшего строительство первого железнодорожного моста через Обь. В 1920-м она была переименована в Большевистскую, а в январе 2016 года имя инженера Будагова вернулось в район — его получила площадь, которая дает улице начало.

Большевистскую называют в числе первых, когда речь заходит о проблемных улицах Новосибирска, — одна из самых загруженных городских магистралей периодически бьет рекорды по протяженности пробок. Между тем она же — одна из самых старых и исторических улиц города. Корреспонденты НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ погуляли по улице, меньше других располагающей к прогулкам, и узнали, как купеческие кварталы превратились в промышленный центр и кто живет в зданиях-«жемчужинах» Большевистской.

На ул. Большевистской, 7 расположено здание конторы Будагова, построенное в конце XIX века. По словам архитектора и автора блога об истории архитектуры Новосибирска Дмитрия Поповского, на его окнах были резные наличники с витыми деревянными полуколоннами, резными звездами и коронами над лобовой частью окна, но они почти не сохранились. Не так давно мэрии удалось полностью выкупить дом, и скоро он должен быть восстановлен. По словам Константина Голодяева, он войдет в исторический «Квартал № 2», который будет соединен над- и подземными переходами с парком «Городское начало» — сейчас идет разработка его концепции.
Рядом, на ул. Большевистской, 5, начали воссоздавать 2-этажный дом первого городского старосты, купца И.Т. Сурикова, который находился на ул. Урицкого, 21. До конца года здесь поставят бревенчатый сруб, а затем по архивным документам восстановят деревянный декор карниза, фриза и наличников.
Один из подобных «новоделов» находится на Большевистской, 29 — построенный в начале XX века дом в 2007–2008 годах был разобран и отстроен заново на сохранившемся каменном цоколе. Сегодня в бывшем доходном доме капиталистки Е.Ф. Самсоновой, богато украшенном декоративной резьбой, находится региональное отделение партии КПРФ.
Здание на Инской, 55, которое в 1920 году занимал Закаменский райком ВКП(б), было построено в 1908 году. Дом отличается необычной формой окон и небольшой трапециевидной башенкой со стороны главного фасада, увенчанной кованой «короной». Сейчас здесь находятся офисы.
В том же 1908 году Е.И. Терентьева построила каменно-деревянный дом, который сегодня расположен на ул. Инская, 65. В 1912 году ее сын пристроил к нему еще один, с пилястрами, полуколоннами, декорированными нишами и карнизами, выложенными лекальным кирпичом. На скошенном углу каменно-деревянной части здания был балкон — сегодня закрытые резные двери почти незаметны за разросшимися деревьями. Сейчас в бывшей купеческой усадьбе расположен детский клинический психоневрологический диспансер.
На Инской есть и другие дома — ровесники этих зданий, которые не менее богато украшены витиеватой резьбой, но памятниками не признаны.
С другой стороны Большевистской, на ул. Обская, 4, сохранилось построенное в начале 1900-х здание управления Томским имением Алтайского округа ведомства Кабинета Его Императорского Величества. Здесь в 1907 году был подписан акт, по которому земли, на которых стоит Новосибирск, были переданы городу. Сейчас здание занимает Российская академия предпринимательства.
В 1912 году на будущей Большевистской по проекту Андрея Крячкова построили начальную школу. В первоначальном виде она не сохранилась — здание было искажено во время реконструкции. О бывшей школе сейчас напоминает типичная для других «крячковских» школ башенка, которая когда-то служила ориентиром в малоэтажной застройке.
Промышленным район стал стихийно. Главный хранитель музея архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Сергей Филонов рассказал, что кустарная промышленность в этом районе существовала уже в 1910-х: например, здесь производили спирт, и в народе улицу называли Пьяной. На базе литейных мастерских впоследствии вырос завод «Труд», для его работников в 1933 году построили дом на ул. Большевистская, 22. Выходящую на улицу часть и сегодня занимает общежитие, но бывших работников завода или их потомков здесь почти не осталось, а комнаты сдаются в аренду, рассказала местная жительница Лидия. Она призналась, что из общежития с одним душем на 12 комнат давно бы уехала, но не видит такой возможности: «Здесь комнаты дорогие, мало кто покупает». В соседних подъездах многие квартиры до сих пор коммунальные, живут здесь и в цоколе.
Здание по адресу Большевистская, 24 за густой листвой практически не видно. Оно построено в 1931 году, в духе конструктивизма, как и его сосед, — с ленточным остеклением подъездов и лаконичной архитектурой. Александр рассказал, что живет здесь уже больше 30 лет — 3-комнатную квартиру получили еще работавшие на заводе родители. «Ремонты были, даже капитальный в начале 90-х, косметический бывает, но не так часто, как требуется», — посетовал он.
Дом № 26 — самый молодой среди сталинской застройки улицы: его построили в 1953 году, во времена «обдирной» архитектуры с минимумом декора. Но выглядит дом все равно солидно: с объемными карнизами, кронштейнами и эркерами, переходящими в балконы. В доме высокие потолки, толстые стены, недавно переложили крышу и заменили трубы, рассказала его жительница Наталья, но Большевистская все портит: на нее выходят все окна 4-комнатной квартиры, кроме одного, и открывать их просто нельзя.
В отличие от «сталинок» в других частях города здесь дома украшены не только на главном фасаде, но и со двора. «Видимо, повлияло, что дома стояли на свободном месте, их было видно со всех сторон, несолидно было экономить на декорациях», — объясняет Сергей Филонов.
На Большевистской, 32 расположена построенная в 1937 году школа. В 1941-м она была расформирована, а здание занял эвакогоспиталь, который закрыли в 1947 году. После возвращения в здание школы здесь до 80-х был музей госпиталя. Сейчас это единственная школа в этом районе, дети в ней, рассказали местные жители, учатся в три смены.
Самый красивый дом на Большевистской — № 34. Его построили в 1944 году, в расцвет сталинского ампира: с двух сторон расположены изящные крытые балконы, кронштейны и карнизы украшены лепными цветами. Несмотря на то что дом считался элитным, один его подъезд был — и остается до сих пор — общежитием, а ванные были только в 3-комнатных квартирах (которых всего 10 на весь дом). В подвале общежития, вспомнила старожил дома Галина Михайловна, был организован «красный уголок», а в торце здания во дворе устраивали танцы. Сейчас музыку во дворе за ревом магистрали было бы не слышно. «У нас окна на улицу выходят, я, когда переехала, думала, с ума сойду», — говорит ее соседка Галина Владимировна.
От Мелькомбината через Большевистскую к реке спускался элеватор, по которому доставлялось зерно — возле дома сохранилась его башня-опора. По словам Сергея Филонова, к разным заводам с Оби шли целые эстакады из элеваторов.
Завершает сталинскую застройку дом на Большевистской, 48. Первоначально это были два дома, построенные в 1937–1941 годах, но в 1963-м между ними появилась «хрущевская» вставка. Местные жители предполагают, что между домами к реке могла проходить эспланада, но, по мнению Сергея Филонова, по тем временам это было бы «сильно круто».
Старшая по дому Элеонора Бибинова вспоминает, что до середины нынешней Большевистской дом окружал палисадник с клумбами, кустами и детскими качелями. Изначально на улице была мостовая, потом ее расширили и пустили трамвай, затем в угоду автомобилям убрали и его. Ванных в квартирах не было — жители сами обустраивали их в кладовых. Когда-то, рассказала Татьяна Стурова, из окон было видно реку, но затем первую линию застроили, и новые дома стали отражать шум улицы. Для местных жителей этот шум — самый существенный минус жизни на Большевистской, но все равно недостаточный, чтобы покинуть любимый район.
Лиза Пичугина

Фото Густаво Зырянова, фото 1 — Александра Ощепкова, фото 5 — Ольги Бурлаковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления