Компания Azoft, расположенная в Академгородке, существует более 12 лет и уже хорошо известна как эксперт в области создания высокопроизводительного ПО на основе Java-технологий, разработки мобильных и веб-приложений. Помимо традиционного для такого типа компаний набора компетенций, Azoft также занимается проектами на базе технологий 1С. Руководитель 1С-отдела Павел Сербский рассказывает о современных требованиях к разработчикам и актуальной ситуации в ИТ-компаниях, работающих с российскими клиентами.
Павел, расскажите, пожалуйста, о специфике работы отдела 1С в вашей компании.
Отдел 1С в компании Azoft специализируется на ИТ-автоматизации крупных производственных и торговых предприятий. Наше главное преимущество – это большой опыт внедрений систем ERP-класса. Для примера, в Новосибирске более 50 фирм занимаются оказанием услуг по автоматизации бизнес-процессов на базе 1С, и только шесть из них компетентны в вопросах внедрения ERP-решений.
На каких проектах специализируется ваша команда?
Наши основные клиенты – это крупные российские предприятия, перед которыми стоят задачи, сопровождаемые серьёзным документооборотом. Когда документооборот превышает 100 тысяч документов в месяц, даже такой процесс, как учёт складских операций, в котором по сути нужно просто отнять от прихода расход и получить конечный остаток, вызывает целый ряд сложностей. Компания сталкивается с необходимостью решать сложные задачи по работе с базами данных, СУБД, оптимизацией запросов.
Получается, что это те задачи, которые наиболее интересны для технических специалистов: разработчиков, архитекторов, тестировщиков?
Совершенно верно, нам регулярно приходится решать непростые масштабные задачи. Именно поэтому мы привлекаем в команду Azoft специалистов, у которых есть желание работать с подобными проектами. Мы ожидаем от наших сотрудников проявления способностей и желания профессионально развиваться, получать новые навыки. Конечно, серьёзные проекты требуют не только моральной готовности к работе. Мы сотрудничаем с теми, кто обладает определенным набором навыков и имеет опыт работы как минимум в одном серьёзном коммерческом 1C-проекте.
А какими компетенциями важно обладать, чтобы попасть в команды ваших проектов?
Как правило, помимо отличных технических знаний, желательно подтвержденных сертификатами, нам важно, чтобы сотрудники были способны работать в интенсивном режиме, выступали экспертами при решении сложных вопросов, обладали развитыми навыками в построении коммуникаций с клиентами и были ориентированы на достижение оптимального результата.
Звучит так, как будто вы ищете идеального кандидата...
Таких специалистов найти непросто, но нам есть, что им предложить. Часто на собеседованиях я слышу, что на своем предыдущем месте работы специалисты такого уровня устают от однообразных и скучных задач. Мы в Azoft обещаем, что никакой «автоматизацией киосков» нашим разработчикам заниматься не придется. Наши задачи связаны с автоматизацией сложных и нетривиальных производственных процессов. Например, наши специалисты занимаются написанием алгоритмов по оптимизации раскроя (в своё время за работу в данной области Л.В.Канторович был награждён Нобелевской премией), внедрением «постадийного» контроля в отрасли фармацевтического производства, реализацией алгоритмов распределения складских запасов между конкретными розничными точками, разбросанными по всему Сибирскому Федеральному округу.
Помимо технических знаний, опыта и желания развиваться, какие ещё навыки полезны кандидатам, которые хотят работать в таких масштабных проектах, о которых вы говорите? Нужны ли разработчикам такого уровня менеджерские и аналитические навыки, чтобы структурировать свою работу в таких огромных проектах?
Работа над автоматизацией крупных предприятий действительно требует иного подхода к разработке, но мы не перекладываем эти задачи на разработчиков. Все процессы в моём подразделении строятся по отлаженным проектным технологиям, которые включают в себя распределение ролей в команде, деление проекта на этапы и т.д. Любой наш проект начинается с обследования и проектирования, к которым помимо технических специалистов подключаются бизнес-аналитики и методологи.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих специалистах. Это достаточно популярная специальность на рынке труда, но чаще всего работодатели понимают под обязанностями бизнес-аналитика разные вещи и, соответственно, ожидают откликов от разных кандидатов.
Да, такая ситуация есть. Это и для нас порождает проблему в подборе кандидатов. С одной стороны, на рынке достаточно много специалистов, которые претендуют на должность «бизнес-аналитик», при этом зачастую под бизнес-анализом кандидаты подразумевают умение описывать бизнес-процессы по международным стандартам с помощью BPwin или Aris. В действительности же результат такого описания не позволяет принимать какие-либо управленческие решения, и поэтому знаний только этих инструментов оказывается недостаточно в работе.
Получается, что знания международных стандартов бизнес-анализа в России никому не нужны?
Безусловно, знание стандартов и владение инструментарием входит в арсенал квалифицированного специалиста. Но в нашей команде бизнес-аналитик, в первую очередь, должен обладать знаниями предметной области по какому-либо контуру учёта, которые получается приобрести только на практике.
Я хочу сказать, что для того, чтобы стать опытным бизнес-аналитиком, надо заниматься анализом реального бизнеса и не ограничиваться теорией из учебников и «практическими» тестовыми заданиями.
И еще один злободневный вопрос. Как вы видите перспективы развития вашей компании и вашего отдела в ближайшем будущем? Ваши клиенты – в основном российские компании, большинство из которых в той или иной степени сейчас переживают сложности.
В экономически непростое время я замечаю подъем ИТ-отрасли в целом, и сферы автоматизации учёта в частности. Причины роста нашего направления услуг в том, что как раз в такие периоды предприятия остро ощущают потребность в более внимательном финансовом планировании и в оптимизации затрат. Именно сейчас компании начинают более тщательно отслеживать как затратную часть, так и повышать оперативность мониторинга рынка. Для решения подобных задач необходим набор управленческих инструментов, разработкой которых и занимается моя команда.
Получается, что наступает время, когда экономические сложности помогают вам развиваться?
Да, именно так. С начала года к нам уже пришло несколько крупных новых клиентов, в связи с чем у нас возникла потребность существенно увеличить команду. Несмотря на то, что в нашем отделе уже вышли новые сотрудники, я готов обеспечить полную загрузку как минимум для троих специалистов, даже если они выйдут на полный рабочий день уже завтра.
К лету мы ожидаем дальнейшего роста количества проектов, и я уверен, что в ближайшие месяцы мы будем заинтересованы в опытных разработчиках 1С также сильно.
Большое спасибо за беседу, Павел! Желаем успехов вашей команде!