ясная погода, без осадков

ощущается как +7

ю-в.

Город Тайна сибирского Стоунхенджа

Тайна сибирского Стоунхенджа

В Кузбассе найдены следы древнейшей цивилизации — геологи и археологи рассказали о самых загадочных местах, малоизвестных новосибирцам

Томские ученые обнаружили в Кузбассе следы легендарной цивилизации — древние люди выстроили в тайге стену из огромных каменных блоков. Исследователи вернутся туда через год, чтобы проверить смелую гипотезу. Геологи и историки ее уже раскритиковали, назвав стену нерукотворной, а место — непригодным для жизни. Самое крупное сибирское городище расположено в сотне километров от Новосибирска, на берегу озера Чича. В Сибири есть и другие места, полные тайн и загадок: одни сотворила природа, другие действительно связаны с деятельностью человека. Самые загадочные скалы, следы космических ударов и руины древних городов — в материале НГС.НОВОСТИ.

Члены Томского отделения Русского географического общества в октябре вернулись из экспедиции в Кузбасс, которая проходила южнее Междуреченска. В глухой тайге неподалеку от поселка Ортон их внимание привлекли каменные образования, похожие на рукотворные. В некоторых местах они разглядели «кирпичи» прямоугольной формы, части фундамента и крепежные замки, защищающие 10-тонные блоки от сдвига. Руководитель комиссии научного туризма и краеведения общества Евгений Вертман предположил, что это фрагменты стены, сложенной представителями древней цивилизации.

Строители кузбасской стены, вероятно, описаны в индийском эпосе — Махабхарате, продолжил г-н Вертман. Многотонные блоки они поднимали на высоту специальным устройством — при помощи звуковых колебаний оно создавало «определенные вибрации», уменьшавшие гравитационное поле Земли. В следующем году участники экспедиции вернутся к скале с оборудованием, чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.

Директор музея Института геологии и минералогии СО РАН Николай Подгорных усомнился в гипотезе географов и предположил, что томичей ввело в заблуждение хорошо известное геологам явление — матрацевидная (подушечная) отдельность. Из-за тектонических сдвигов гранитные массивы трескаются ровными долями, в процессе выветривания они становятся похожи на стопку матрацев или принимают любые другие причудливые формы. Археологи изучили Кузбасс вдоль и поперек — следов древних цивилизаций не обнаружили, уверен заведующий Кузбасской лабораторией археологии и этнографии КемГУ Владимир Бобров. По его словам, предтеча современных городов — укрепленные городища — появились в Западной Сибири только 3 тыс. лет назад.

Сундуки и древняя цивилизация в Хакасии. Самая крупная древняя цивилизация Сибири — государство древних кыргызов — существовало на юге Сибири, утверждает завкафедрой археологии ТГУ Евгений Васильев. По его словам, жители современной Хакасии — ее прямые потомки. О древнем государстве известно немного — кыргызы жили в переносных войлочных юртах от Кузнецкого Алатау до устья Ангары, практически не оставив современным археологам возможностей для изучения. Упоминания о них встречаются в китайских хрониках и датируются 200-м годом до нашей эры. Известно, что их религией был шаманизм, а потомки расселились по всей Азии.

Примечательно место, связанное с древней историей Хакасии, — Сундуки, горная цепь в долине реки Белый Июс. На вершинах стоят каменные останцы правильной прямоугольной формы — их создала природа. Хакасы выстроили вокруг астрономические сооружения для наблюдения за луной и звездами. Возможно, они предназначены душам умерших, чтобы те ориентировались в пространстве, предположил Владимир Бобров. Пятый сундук был частью древней обсерватории — ученые еще не разобрались, как она работала. Здесь же обнаружены петроглифы — изображения великанов, лучников и драконов — и древние захоронения.

Чичаград. Примерно в это же время, около 3 тыс. лет назад, в Сибири возникали отдельные городища — предтечи современных мегаполисов. Самым крупным считается поселение, обнаруженное археологами в Здвинском районе НСО на берегу озера Чича. Раскопки там начались в конце 70-х под руководством академика Вячеслава Молодина. Его находку называли Чичаградом, Чичабургом и прадедушкой Новосибирска, вспоминает Евгений Васильев. По его словам, городище относится к эпохе поздней бронзы. Оно было окружено рвом, земляным валом и бревенчатым забором — тыном. Внутри была цитадель — укрепление для князя и знати.

Простые обитатели городища строили себе землянки площадью 40–100 кв. м. Стены укрепляли бревнами и досками, засыпали дерном, вход прорубали в крыше. В центре землянки разжигали огонь — вокруг садилась вся семья. Городище делилось на кварталы — кузнецы, торговцы, кожевники селились рядом. Многие жители занимались скотоводством: у них были лошади (тягловые и для еды), крупный и мелкий рогатый скот. В таком городе обитали 2–3 тыс. человек. Предположительно, это были носители ирменской культуры — древнеиранские племена. Всего на территории Сибири археологами найдено около сотни подобных поселений, все они были построены по одному принципу. Время их существования колеблется от поздней бронзы до средневековья.

Ленские пальцы. Геологи, с которыми беседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ, сошлись во мнении, что находка томских ученых — не самый яркий пример подушечной отдельности в Сибири. По берегам реки Лена природные силы расставили причудливые скалы — похожие на замки, построенные обитателями других планет. 100-метровые останцы образовались из-за разлома в Сибирской платформе более 560 млн лет назад, на месте древнего кембрийского моря. В скальных породах находят останки первых морских обитателей — червей и членистоногих. Местные жители наделяют Ленские пальцы чудодейственными свойствами и называют их хранителями Якутии.

Следы метеоритов. Еще одно место, окутанное легендами, — река Подкаменная Тунгуска, где в 1908 году был замечен Тунгусский метеорит. По словам Николая Подгорных, в тунгусской тайге до сих пор не найдено ни одной частицы того, что считается метеоритом, но местные жители слышали взрыв и свечение. Сам ученый склоняется к версии, что метеорита не было — деревья повалил мощный сгусток энергии или плазмы. «Настоящее геологическое чудо», по его мнению, это Попигайский кратер диаметром в 100 км, расположенный в 400 км от села Хатанга (Красноярский край). Туда 36 млн лет назад упал метеорит. В прошлом году в кратере обнаружили перспективное месторождение микроалмазов.

Дарья Староверова