Поклонников Иосифа Сталина в Новосибирске становится больше — на этот факт обращают внимание политологи и социологи. Как и в прошлом году, 9 мая на маршрут вышли несколько рейсовых автобусов, украшенных портретом усатого вождя. 10 мая инициативная группа молодых людей устроила в центре города пикет, потребовав назвать новый сквер именем Сталина. Вопросы о репрессиях 1937–1938 годов их не смущали — убийства и ссылки, по их мнению, можно объяснить и оправдать логикой истории. Корреспондент НГС.НОВОСТИ обратился к ученым, политологам, ветеранам и общественным деятелям с просьбой определить сущность современного сталинизма и предположить причины его возросшей популярности.
Александр Волокитин, кандидат на пост молодежного мэра Новосибирска, предложивший назвать новый сквер на Орджоникидзе именем Сталина: «Иосиф Виссарионович — великий человек. Это личность, которую мы должны помнить и чьи труды мы должны знать. Количество симпатизирующих Сталину растет, потому что у нас народ умнеет. По поводу идеологии современных сталинистов мне трудно сказать, Сталина поддерживают многие личности. Вот я евразиец, но его поддерживают и демократы, и имперцы, и национал-социалисты. Сталина поддерживает каждый здравомыслящий человек! Что касается репрессий, то как же без этого? В любую войну так бывает. Иначе нельзя было. Представляете — когда находятся в России террористы, которые готовы уничтожить все на своем пути — эсеры и прочие. Такие репрессии нужны и сейчас — по отношению к белоленточникам, которые пытаются резать полицейских и людей на площадях. Таких людей нужно сажать, и Сталин правильно делал, что сажал таких людей. Сталин не сажал простую интеллигенцию — он сажал врагов народа. Возвращения Сталина не нужно, потому что у нас уже есть такой человек у власти — Владимир Владимирович, конечно».
Георгий Платоненко, директор транспортного предприятия «БелМарС», автобусы которого были украшены портретами Сталина: «Мне политика не нужна. Я не пропустил эти автобусы и демонтировал рекламу. Сейчас разбираюсь, кто ночью мне эту рекламу наклеил. Что касается моего отношения к Сталину, то я в его время не жил, поэтому комментировать не буду… У меня деда забрали в 1937 году, в 1947 году он вышел….».
Александр Рудницкий, руководитель новосибирского филиала общества «Мемориал»: «Думаю, наступило время мифологизации Сталина, в которой принимают деятельное участие государство. С другой стороны, и КПРФ давно использует портреты Сталина. Зюганов даже написал брошюру «Сталин и современность», где доказывает, что Сталиным все было сделано правильно, и единственное, чего нам не хватает, это вернуться к сталинизму. Он говорит, что неважно, сколько там миллионов было уничтожено. Да еще вопрос, сколько там уничтожили, а сколько сами подохли. Кроме того, все это накладывалось на еще одну идею, которая когда-то давно помогала строить империю, а затем привела к плачевным последствиям. Я говорю об идее того, что интересы государства важнее интересов личности, которыми можно пренебречь. Соответственно, преступления списывались со счетов. Зато, мол, была построена промышленность, атомная бомба. В Америке тоже атомную бомбу создали, однако обошлись без массовых убийств. Я считаю, что сталинизация инспирируется сверху — президентом Путиным, в частности. А общество оказалось слишком незрелым, чтобы противостоять».
Дмитрий Березняков, политолог, преподаватель НГУ: «Нынешний сталинизм представляет собою законсервированные советские комплексы, которые активируются, с одной стороны, в людях, живших в СССР, а с другой стороны — в дурно воспитанной молодежи. Рост популярности я замечаю даже по своим студентам. Не скажу, что явление масштабное, но оно есть. У современной молодежи винегрет в головах, к тому же они ориентированы на харизматичных лидеров — в качестве такого они выбрали Сталина, и это печально».
Идея Ложкина, директор Музея СССР: «Историю не переделать. Что было, то было. И вы чувствуете, что во власти сейчас не хватает сильной личности, которая могла бы не только делать какие-то шаги в обществе, но и предвидеть все направления развития государства, чтобы оно стало сильным, авторитетным. Я связываю повышенный интерес к Сталину с этим. Несмотря на все недостатки Сталина, он смог сделать государство сильным».
Владимир Исупов, ведущий сотрудник Института истории СО РАН: «Это проблема многослойная. Среди любителей Сталина есть самые разные люди, большинство из них трудов Сталина не читали, историю не знают, сколько было погублено — им неизвестно. Для них это просто игра, стремление занять себя, потому что им попросту нечего делать. С другой стороны, это реакция на современную ситуацию, коррупцию и воровство. У них есть иллюзия, что бороться можно только единственным способом — способом Сталина. Они не понимают, что возвращение сталинизма — это наш крах: исторический, культурный, политический, экономический. Кроме того, в XXI веке это невозможно. Соответственно, это просто безграмотность. Количество симпатизирующих Сталину растет с количеством безграмотных людей».
Кирилл Билевич, владелец ресторана «Коба»: «Людей все больше интересует Сталин — и я думаю, что все дело в цикличности. Мы проживаем тот же период, который люди проживали почти сто лет назад, только более цивилизованно. В начале XX века очень много в обществе было недовольных, и государству нужна была сильная личность. Такой личностью стал Иосиф Виссарионович. Вплоть до 1950-х годов он проявил волю, характер и сделал то, что не удавалось сделать ни до, ни после него. Сейчас люди тоже недовольны и поэтому ассоциативно пытаются найти аналогию в истории».
Николай Завертан, 89 лет, защитник Ленинграда, участвовал в бою под Сталинградом: «Правитель должен быть справедливый, честный, твердый. Сталин был умный человек, но ошибка у него была одна — людей уничтожал много. Порядок был при нем — хорошо, но этот порядок на костях дался. Я жил рядом с Беломорканалом, там тысячи человек работали бесплатно. Умирали тысячами. Возвратиться во времена Сталина мне не хотелось бы, тогда ведь была жесточайшая диктатура. У старшего поколения у каждого кто-то был расстрелян, кто-то был на каторгах, в ГУЛАГах. Мнения своего человек не должен был иметь. Например, было такое утверждение «Все, что есть советское, — лучше, чем западное». И если кто скажет, что у немцев что-то лучше, его сразу арестовывали. Я жил в Архангельске, и однажды в нашем доме арестовали двух человек, один из них был очень добрый и все его любили. Кто-то донес, что он Библию читал, и его забрали. Второй человек — тоже. Пришел «черный ворон», его арестовали и забрали».
Владимир Иткин
Фото Ирины Малыгиной (1), Анны Золотовой (2), Стаса Соколова (3)