Ирландская литературная звезда Тана Френч выпустила детектив «Тайное место» — о том, какими мы все на самом деле были, когда нам было по 16 лет.
Молодой амбициозный дублинский полицейский Стивен Моран работает в отделе нераскрытых дел. Все, что ему нужно, — это единственный шанс отличиться и добиться перевода в самый престижный убойный отдел. Шанс оборачивается его давней знакомой, 16-летней девочкой по имени Холли, ученицей дорогой женской школы, на территории которой год назад был убит ученик соседней школы — мужской. Убийцу не нашли, и вот теперь Холли обнаружила и принесла в полицию анонимную записку: кто-то в школе знает правду. На ближайшие сутки у Стивена есть новая напарница — безжалостная сучка в брючном костюме из отдела убийств — и возможность показать себя в деле или навсегда утопить свою карьеру в интригах девочек-подростков, известных мастериц по подрыву взрослых мозгов.
40-летняя Тана Френч — звезда ирландского детектива, ее хвалит в твиттере сам Стивен Кинг, а на русский переводят быстро, хотя и под странными заглавиями. Свою блестящую серию про дублинский отдел убийств она построила на лихом для этого жанра приеме: в серии нет единого героя, и каждый роман написан от лица нового персонажа, мелькнувшего в эпизоде предыдущей книжки. В итоге серию можно читать с любого романа, и пока пятый доступен только на английском, на русском есть 4 другие самодостаточные истории, каждая про разных людей в разных уголках Дублина: про безнадежность жизни в рабочих предместьях («Ночь длиною в жизнь»), про попытки высоколобых филологов построить собственный мир за стенами старого особняка («Мертвые возвращаются?..») или о том, как сходят с ума, когда кризис похоронил скромные мечты об идеальной семье в идеальном доме («Рассветная бухта»).
В своем пятом романе «Тайное место» (Secret Place) Тана Френч провернула еще один финт: хотя формально главным героем заявлен рыжий дублинский полицейский Стивен Моран, настоящие героини — девочки, ученицы престижной школы святой Хильды. Кто-то из этих 16-летних созданий в форменных блейзерах и клетчатых юбках год назад треснул страшно популярного мальчика Криса Харпера тяпкой по голове в ночном лесу. Крис мертв, а девочки крепко хранят свои секреты под слоем макияжа и только немножко поддаются на уловки талантливого мистера Морана, который лучше всего на свете умеет угадывать, чего человек от него хочет.
К счастью, Тана Френч — из тех редких писателей, кому удаются подростки. Не те, какими они представляются взрослым, накрепко забывшим детство, а совершенно настоящие: те, что под натиском гормонального шторма одинаково, что в Дублине, что в Новосибирске, прячут первые стыдные мысли и плетут дичайшие интриги, переживают невыносимую подростковую любовь и сверхъестественно крепкую дружбу и точно знают (и правы в этом), что никогда больше не будут такими пронзительно красивыми и отчаянно несчастными.
Приятно, что ирландка ни секунды не делает скидок на развлекательный жанр: историю одних суток она рассказывает качественным текстом совершенно кинематографической плотности и такого же уровня диалогами, регулярно выдавая что-нибудь меткое вроде «мальчики разрушают твой дом, девочки разрушают твой мозг». Старое здание частной школы заливает то солнечным, то лунным светом, за окном шуршат кипарисы, по коридорам бродит привидение убитого Криса, а восемь 16-летних учениц на глазах двух полицейских хитрят, молчат, хихикают, отправляют СМС-ки, впадают в истерику, сходят с ума и по капле рассказывают правду о том, каких космических глупостей способен натворить человек, когда он, во-первых, подросток, а во-вторых — девочка.