Дико визжат девушки, покрышки и рок-н-ролл за кадром. Герои вышедшей на экраны в минувший уик-энд спортивной драмы «Гонка» ездят и живут очень быстро. И крайне близки к тому, чтобы умереть молодыми. В отличие от действующих в совсем вымышленном мире «Форсажей» «Гонка» обращается к не так уж давно ушедшей реальности — «Формуле-1» 70-х годов. Тогда «Формула-1» как раз превращалась в планетарно гигантский шоу-бизнес, а сами гонки были куда более опасными и непредсказуемыми, чем сейчас.
Справка: «Гонка» (Rush; США – Германия – Великобритания, 2013) — спортивная драма о многолетнем соперничестве двух пилотов «Формулы-1». Реж. — Рон Ховард («Игры разума», «Код да Винчи», «Фрост против Никсона»). В ролях — Крис Хемсворт («Тор», «Мстители»), Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин», «Бесславные ублюдки»), Александра Мария Лара («Бункер», «Контроль»), Оливия Уайлд («Доктор Хаус»). Бюджет — 38 млн долл. 123 мин. 16+
Главный герой — британец Джеймс Хант, звезда-гонщик и плейбой, белокурый молодой бог (Крис Хемсворт собственно ролью божества Тора в одноименном кино и известен), похожий на внезапно сильно повеселевшего Курта Кобейна. Девиз Ханта, написанный на наклейке на его гоночной форме: «Секс — завтрак чемпионов». В гонке он берет свое безрассудством и наглостью, тем же манером заводит друзей, девушек и врагов.
Самый раздражающий из врагов заводится у Ханта еще на старте карьеры, задолго до «Формулы-1». Соперник Ханта на весь фильм — Ники Лауда. Лауда — отпрыск многих поколений австрийских банкиров, он расчетлив, зануден и рано ложится спать. И не гнушается продвигаться к чемпионству неблистательными методами. Типа денежного вклада, чтобы взяли в команду, или придирок к противникам по формальным поводам. Хант говорит, что соперник похож на крысу — и это не лишено истины. Вообще-то известный ролями безоговорочно симпатичных парней (заботливый сын из «Гуд бай, Ленин», влюбленный снайпер из «Бесславных ублюдков») Даниэль Брюль тут носит во рту накладные торчащие зубы, а на лице — слегка остервенелое выражение хомяка, прогрызающего себе путь в овощехранилище. Каждому из героев в фильме выдано по любовной линии (прямая и негнущаяся — Лауде, извилистая и ощетинившаяся интрижками — Ханту).
Люди и история в фильме — реальные, но если вы не любитель «Формулы-1» и не знакомы с историей противостояния Ханта и Лауды, — не надо знакомиться с ней заранее. Угадать, к какой морали кино о соперничестве современных рыцарей придет в финале, конечно, нетрудно, но интересных (и главное — волнующих до кончиков скрещенных на удачу пальцев) поворотов тут хватает.
Современное американское кино обращается к 70-м годам как к эпохе восхитительно опасной и порочной — по нынешним меркам.
В лентах, воскрешающих то время клёшей и усов, герои могут в высшей степени кинематографично курить без продыху (правда, «Гонка» этой возможностью практически не пользуется), быть неполиткорректными и тоннами потреблять продукт «секс, наркотики и рок-н-ролл», еще не успевший законсервироваться. Куда ни посмотри — всё было по-другому: нахальнее, острее, опаснее.
И гонки тоже: «Формула-1» в 70-е была куда более опасным для пилотов предприятием, чем нынче. И «Гонка» использует это обстоятельство вовсю, чтобы заставить зрителя сгрызть от волнения свой брелок от авто.
Кстати, тот из двух героев-соперников, который выжил до наших дней, фильмом был «приятно удивлен» и похвалил его за корректное обращение с фактами. Домысленное сценаристом (например, сцена, в которой Хант избивает репортера) — тут, конечно, есть, но это нормально.
«Гонка», возможно, несколько упрощает характеры и мотивы и слегка перемасливает с сентиментальностью, но это отменно ладное кино. Оно грамотно выходит на старт, своевременно разгоняется, в нужные моменты входит в занос и финиширует на пике; оно задумано и сделано настолько точно, что усечение человеческих сложностей в героях выглядит не столько слабостью сценариста, сколько его волевым решением. Герои могут сколько угодно разговаривать клише типа «Чем ближе ты к смерти, тем более живым себя чувствуешь», если кино в состоянии подкрепить эти клише кровью, слезами и встрясками, которые выглядят и ощущаются зрителем как настоящие.
А у «Гонки» отменное чувство скорости и металлической мощи.
Снятая без злоупотребления цифровыми иллюзиями (больше полагаясь на феерически изобретательную операторскую работу, монтаж и каскадеров), она настолько наглядна и убедительна, что способна объяснить даже, скажем так, стопроцентным девочкам, в чем смысл всего этого безумия и почему мальчики любят машинки (во-первых, это очень красиво…). Отдельное удовольствие — саундтрек: Ханс Циммер бесперебойно, как супермашина, пишет музыку к половине фильмов на свете, но «Гонка» — одна из самых удачных его работ за последнее время (к тому же она подзаправлена еще и дико плясовыми рок-н-роллами того времени).
Лично мне, обычно равнодушной к спортивным зрелищам, после «Гонки» захотелось когда-нибудь непременно самой подпрыгивать и визжать на трибунах «Формулы-1».
Елена Полякова
Фото brobible.com (1), kinopoisk.ru (2, 3)