«10 000 лет до н.э.» — еще один фильм, отрабатывающий доведенную до абсурда во «Флинтстоунах» идею того, что древние люди, в общем-то, ничем не отличались от нас. Разве что одевались похуже и кредитов не брали. А в остальном люди как люди: у ночного костра (читай: на кухне) занимаются друг с другом примитивным психоанализом. И даже проблема растекающейся под глазами некачественной туши девушкам каменного века знакома. Впрочем, исторической правды от фильма с внушительным бюджетом (105 млн долларов) и Роландом Эммерихом, снявшим «Послезавтра» и «День независимости», в режиссерском кресле не ждешь. Зато ждешь мощного зрелища с дивными спецэффектами.
В припорошенных великим белым дождем скалах обитает племя охотников на мамонтов. Однажды к племени приходит голубоглазая девочка (Камилла Белль), весь род которой был истреблен «четырехногими демонами». Ведунья племени видит в девочке предзнаменование больших перемен, ну а юный сын вождя племени Д’Лех (Стивен Стрэйт) видит в гостье только голубые глаза и прекрасный внутренний мир. Дальнейшее развитие сюжета похоже на «Апокалипсис» Мела Гибсона. Герой снова оправляется в далекие земли за похищенной возлюбленной. И снова показано столкновение цивилизаций, причем чем более цивилизация развита, тем она безжалостнее организована. Будет и много мелких совпадений вроде играющей важную роль в сюжете и тут, и там ямы, затопленной водой.
Собираемое Д’ Лехом для борьбы с пирамидным тоталитаризмом войско политкорректно состоит из представителей разных рас, которые, помимо родного для главного героя английского, говорят на разных языках (к счастью, на каждый найдется переводчик). В захватчиках же в бедуинских платках на голове смутно чувствуется что-то арабское. В общем, обвинений в пропаганде не избежать.
Претензий к исторической каше, которую заварили в «10 000 лет до н.э.», в общем-то нет. Кто сказал, что ради пущего удовольствия зрителя у киношников нет права создавать комиксовую альтернативную реальность, собранную из самых эффектных образов разных времен? Порабощенные мамонты строят пирамиды. Разве не круто?
К сожалению, ответ отрицательный. Нет, не круто. Пейзажи — снега и пустыни, горы и тропические леса — в «10 000 лет до н.э.» весьма живописны (съемки велись в Новой Зеландии, ЮАР и Намибии), но на этом безусловные достоинства заканчиваются.
Безнадежно вторичный сюжет, опирающийся на сплошные «смерть была неминуема, но в последний момент подоспела помощь» и нагромождение художественных условностей, которые безоговорочно примет только самый маленький зритель, могли бы быть компенсированы зрелищностью. Но создается впечатление, что фильм — об охоте на мамонтов, столкновениях с огромными хищниками и атаке дикарей с гор и из пустынь на построившую грандиозные пирамиды империю — вообще делает ставку не на экшн, который более или менее развернется только в финале, а как бы нелепо это ни звучало, на диалоги. Персонажи много болтают и с удовольствием предаются рефлексии. Звучат реплики невыносимо ненатурально для грязных и волосатых охотников каменного века и в конечном счете просто глупо.
Да и встречи с музейными монстрами происходят куда реже, чем можно было ожидать. Пара эпизодов с мамонтами, два явления саблезубого тигра, атака яростно кудахчущих гигантских птиц, которые должны пугать, но устраивают сущую комедию (швыряются на камеру и застревают в зарослях) — вот, пожалуй, и все. В комедию фильм, кстати, кренит часто — вы бы видели, как комически герой пучит глаза, когда на него собирается наступить мамонт.
Самым большим разочарованием оказывается хваленый (в предпремьерных интервью создателей фильма) саблезубый тигр. Мультипликационный зверь неестественно двигается, выглядит не более устрашающим, чем Диего из «Ледникового периода», да и тот факт, что с котиком можно легко договориться («Ты меня не сожрешь, и я спасу тебя») не придает ему внушительности.
В целом кино получилось не слишком впечатляющим, лишенным той энергетики, которую излучали, например, не менее, скажем так, бездумные «зоо», и довольно детским. На это работает и сказочная вольность в обращении с материалом, и сладко-колыбельный закадровый текст (в оригинале его, кстати, начитывал Омар Шариф), и имена вроде Великий охотник Тик-Тик, которые у взрослого человека неизбежно сорвут смешок. Впрочем, хотя уровень насилия для кинематографа наших дней и реальности каменного века небывало низок, детям «10 000 лет до н.э.», скорее всего, покажет не каждый родитель (несколько человеческих жертв все-таки будет).
Елена Полякова