Найти ферму Игоря Чернова в частном секторе Бердска, не зная точного адреса, вряд ли получится. Со стороны она похожа на пристройку к одноэтажному дому — таких здесь масса. Дверь, которая выглядит как вход в дом, ведёт внутрь фермы, откуда в ноздри сразу ударяет тяжёлый гнилостный запах.
«Пахнет тут не очень, помещение маленькое, вентиляция не справляется», — извиняется Игорь.
Внутри на деревянных чурбаках установлены четыре широких пластиковых резервуара, к которым подведены трубы. Периодически, вздрогнув, с шумом включается насос, который фильтрует воду, забирая из неё избыток аммония — вещества, которое выделяют рыбы. Поскольку рыба живёт в достаточно скученных условиях, воду нужно фильтровать регулярно — за этим следит автоматика.
Что бывает, если комфортный для рыбы состав воды нарушается, Чернов уже видел собственными глазами. В какой-то момент вся рыба поднялась к поверхности и билась на ней, не желая погружаться вглубь. Пришлось сливать воду и наполнять резервуары свежей.
Жидкость, в которой плавают сомы, впрочем, всё равно бурого цвета, какой бывает вода во взбаламученной реке весной. «Можно добиться того, чтобы вода была прозрачной, но для этого нужно ставить дополнительный резервуар — отстойник. Для форели или осетра это было бы необходимо, а сом себя чувствует нормально и в такой воде», — говорит Чернов.
Бердская ферма работает с февраля, а первых взрослых сомов на продажу начинающий рыбовод получил только в мае. Оборудование обошлось Игорю Чернову, по его словам, «где-то в полтора миллиона рублей», не считая, конечно, собственного времени и сил, потраченных на то, чтобы вся эта схема заработала.
Рыба на ферме проходит через три ёмкости: в первой плавают совсем мальки, которых рыбовод покупает 10–15-граммовыми, во втором резвятся подростки, а в третьем — уже взрослая, «товарная» рыба, которую можно продавать или готовить. Переход из одного «класса» в другой происходит просто — когда чан со взрослым сомами пустеет, туда начинают перекладывать рыбу из «подростковой» ёмкости. Делается это вручную — большим сачком. Работа эта не из лёгких — в каждой из ёмкостей на 5 кубов около 400 рыб. Чернов говорит, что, в принципе, можно и больше, но он пока свою технику на повышенных нагрузках не испытывал.
Свою рыбу, впрочем, Игорь считает не штуками, а на вес. Так и говорит: «Сейчас здесь около 700 кило». Потому что каждый килограмм, плавающий в пластиковом контейнере, — это потенциальные 300 рублей дохода. Именно столько стоят свежие сомы целиком. Дешевле пока не получается — на один корм уходит по 120 рублей за килограмм. А для взрослых уже рыб этот килограмм даст примерно тот же самый килограмм привеса. Молодняк, конечно, растёт быстрее, но всё равно выходит удовольствие не из дешёвых.
Корма можно купить дешевле в европейской части России, но разницу в цене съест доставка. Есть ещё вариант — кормить сомов мелкой рыбой (например, маленькими карасями). У рыбоводческих хозяйств такой бывает в избытке, так что они готовы отдавать её почти даром. Но Чернов пока не хочет связываться с таким живым кормом. По мнению рыбовода, речная рыба принесёт болезни, которые в ограниченном пространстве резервуаров могут сделать больной всю рыбу.
Взявшись за разведение сома, что называется, на энтузиазме, Игорь Чернов столкнулся с самой распространённой у начинающих производителей проблемой — кому продавать результаты своего труда.
«Сом — рыба очень вкусная, его можно готовить самыми разными способами, но для большинства потребителей это рыба новая, незнакомая», — переживает Чернов. Кроме того, сом требует особенного обращения — у этой рыбы нет чешуи, но она покрыта слоем неприятной слизи, от которой нужно избавиться перед тем, как её разделывать и готовить. Для привычного человека в этом нет никакой проблемы, но таких привычных, судя по всему, пока немного.
Фермер из Барабинска Константин Терещенко (кроме всего прочего, он разводит пелядь) считает, что сам по себе сом — рыба интересная и для ресторанов, и для производства деликатесов, и для домашнего приготовления. «В районе Астрахани им торгуют у дорог, и никому не нужно объяснять, что это такое», — говорит Терещенко. Правда, тут же признает, что и стоит эта рыба там существенно дешевле, поскольку её можно в изобилии ловить в Волге. А вот будут ли её покупать в Новосибирске, пока неясно. Ведь к тем 300 рублям, которые хочет Игорь Чернов за свою рыбу, придётся прибавить наценку магазина.
По словам бренд-шефа компании «Конквест» Руслана Коробова, для поваров сом не представляет никакой новинки — их уже давно продают в Новосибирске, хотя это не самая ходовая рыба. Коробов, например, вспомнил, что последний раз точно видел живых сомов в «Метро Кэш энд Керри», где они стоили примерно столько же (то есть около 300 рублей). По словам Коробова, лучше всего сом в копчёном виде, хороши из него и рыбные шашлычки.
Что делать с живым сомом (советы Игоря Чернова):
«Сом — рыба очень живучая.Она может дышать на суше, поэтому даже через несколько часов притихшая вроде бы рыба начинает биться у вас в пакете. Если вы не хотите убивать её сами, просто заверните поплотнее в пакет и положите на какое-то время в морозилку, чтобы сом "заснул" — он окоченеет. После этого рыбу нужно положить на час в таз с чистой водой, чтобы из него начала выходить слизь. Чтобы её удалить, нужно надеть перчатки, взять рыбу за хвост и просто снять выделившуюся слизь, как чулок. Ну а потом уже поступать с сомом так, как с любой другой рыбой: почистить и разделать. Сома можно жарить стейками или запечь целиком».
Фото автора