На днях иностранцы купили очередной новосибирский проект. На этот раз речь идет о производителе популярного средства от ринита и синусита — «Долфин». Промыванием носа под давлением заинтересовалась исландско-американская компания Alvogen, владелец уже сменился. НГС.БИЗНЕС вспомнил историю успеха препарата и пообщался с новым директором компании.
На прошлой неделе стало известно, что у известной новосибирской компании «Долфин», занимающейся выпуском средств для промывания носа, сменился владелец. Вместо прежнего ООО «УК Динамика» в записи ЕГРЮЛ в роли головной компании с 18 ноября 2016 года фигурирует ООО «АЛВОГЕН ФАРМА», которая находится в Москве (99 % в УК) и «АЛВОГЕН АЙСЛЕНД ЕХФ» (1 %).
Согласно официальной выписке из российского реестра юрлиц, головная компания ООО «АЛВОГЕН ЦЕЕ» находится в Венгрии. Впрочем, эту информацию в разговоре опроверг генеральный директор «АЛВОГЕН ФАРМА» Александр Виноградов. Он заявил, что это исландская компания, которой владеет бизнесмен Роберт Вессман, объединившаяся в 2009 году с американской фирмой Norwich Pharmaceuticals.
«Долфин» уже 15 лет производит средство для промывания пазух носа, знакомое многим новосибирцам.
По данным «СПАРК-Интерфакс» выручка ООО «Долфин» в 2015 году составила 488 млн руб., а чистая прибыль накануне показала впечатляющий, почти четырехкратный, рост: с 69 млн руб. в 2014 году до 221 млн руб. — в 2015-м.
«Динамика» начинала с продажи товаров для спорта, об этом в интервью «Континент Сибирь» рассказывал генеральный директор Вячеслав Жиров. Затем компания перешла на рынок «продукции для оздоровления». «Мы обратили внимание на то, что, кроме известного метода Бутейко, практически не было способов и методов тренировки дыхания», — рассказывал он. Так в 1998 году «Динамика» начала выпускать известный тренажер Фролова, основанный на методике эндогенного дыхания. Затем «Динамика» создала лечебные центры в России и СНГ, методику официально зарегистрировали. Затем специалисты из «Динамики» озадачились проблемой эффективной прочистки носа, так придумали «Долфин».
Уникальность этой методики состоит в том, что соляной раствор вводится в нос под давлением, благодаря чему слизь вымывается эффективнее, чем при использовании других препаратов, считает врач-отоларинголог высшей категории медицинского центра «XXI век» Елена Мелешко. «Это такая груша, с насадкой для носа, которая создает давление для промывания носоглотки от слизи. Это называется красивым словом элиминация. Когда мы очистили слизистую, лекарство, которое мы потом впрыскиваем в нос, воспринимается правильно и эффективно», — говорит специалист. Мелешко считает, что большинство врачей одобряют методику, но «Долфин» не назначают детям до 3 лет из-за возможной перемены давления в слуховой трубе: «Это не опасно, но ребенок может напугаться», — констатирует она. Симпатию отоларингологов к «Долфину» подтверждает и врач Ксения Путилина из «Социального Лор кабинета»:
«Так как к нам приходят, как правило, уже с хорошей болячкой, мы прописываем его почти в каждом случае. Я думаю, что большинство лор-врачей доверяют "Долфину"».
Основными его конкурентами врачи называют спреи «Аква Марис» и «Аквалор», однако сравнивать их некорректно, считают они, так как только «Долфин» позволяет попасть морской воде в нос под давлением. По данным аналитической компании RNC Pharma, всего в Новосибирской области за первые три квартала 2016 года по розничным ценам реализовали препаратов на основе морской воды на сумму порядка 260 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок в денежном выражении вырос на 14 %. Лидер продаж — «Аквалор», на него приходится порядка 23,5 % этого объема, затем идет «Аква Марис» (14,3 %), потом «Долфин» (4,5 %).
При этом продажи «Долфина» в рублях за прошедший год снизились примерно на 9 %, считают аналитики. «Думаю, сказывается форма выпуска препарата, большинство его конкурентов представляет собой аэрозоли, которыми легко и удобно пользоваться не дома, а, скажем, на работе», — предполагает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
«Долфину» довольно сложно конкурировать и с иностранными препаратами «Аквалор» и «Аква Марис», и с российскими, такими как «ЛинАква» компании «Солофарм», считает он. Последний только в этом году уже занял 2 % рынка препаратов морской воды. Беспалов утверждает, что «Долфин» часто воспринимается покупателями не как лекарство, а как некий «имиджевый препарат», нужный для гигиены носовой полости. По его данным, в сравнении с сосудосуживающими каплями и спреями на каждую упаковку лекарств из морской воды приходится 20 упаковок назальных деконгестантов (ксилометазолинов, нафтизинов и т.д.).
Покупатель «Долфина» — исландско-американская компания Alvogen. В 2009 году исландский бизнесмен Роберт Вессман выкупил 30 % американской фармацевтической компании Alvogen Group, сообщало агентство Reuters. До этого Вессман был исполнительным директором крупной ирландской фармацевтической компании Activas, ведущей бизнес более чем в 100 странах. В 2009 году Alvogen присоединил к себе старейшую нью-йоркскую компанию Norwich Pharmaceuticals и с тех пор занимается «сделками по приобретению наиболее перспективных компаний в фармацевтической отрасли», сказано на их сайте.
Виноградов подтвердил, что сделка с «Долфином» действительно произошла, однако рассказывать о ее деталях отказался, объяснив это коммерческой тайной. В офисе «Долфина» корреспондента НГС.БИЗНЕС соединили с юристом Инной Степановой, она сообщила, что «известила руководителя о вашем желании [задать вопрос], никто не будет давать официальных комментариев».
Виноградов говорит, что смена владельца фирмы никак не повлияет на наличие препарата на прилавках Новосибирской области. Причина покупки, по его словам, — эффективность лекарства.
«Конкуренты "Долфина" — "Аквалор" и "Аква Марис" — это спреи не для лечения, а для облегчения дыхания. Есть терапия, которая действует на основу заболевания, на патогенез, если надо убрать инфекцию из носа. В данном случае "Долфин" — это почти уникальный продукт. Есть еще его аналоги, но он больше всего известен, больше всего добился успеха благодаря предыдущему менеджменту», — считает господин Виноградов. Речи о выходе «Долфина» на рынки за пределы России и СНГ пока не идет, подчеркнул он. За пределами России препарат можно купить в Казахстане, Белоруссии и на Украине.
Напомним, что это не единственный случай покупки новосибирского предприятия иностранцами, но пересчитать такие прецеденты можно по пальцам. Так, к примеру, в 2006 году турецкая компания Efes Breweries International купила за 360 млн долл. 92,34 % акций российской пивоваренной группы «Красный Восток». В 2008 году англо-голландский концерн Unilever купил холдинг «Инмарко», сумма сделки оценивалась аналитиками более чем в 200 млн долл. Еще один пример — продажа в 2013 году 75 % акций ЗАО «Независимые городские сайты» (НГС) компании Hearst Shkulev Media, совладельцем которой является американская Hearst Corporation.
Фото iStock.com