Все новости
Все новости

Испытано на себе. Как журналист НГС в час пик ездил на троллейбусах Новосибирска — заметки из пробок

В каком состоянии городские троллейбусы и действительно ли они лучше автобусов с трамваями

Троллейбусы ездят по Новосибирску с 1957 года

Поделиться

В предыдущей серии дорожных заметок мы рассказывали о текущем состоянии новосибирских трамваев — авторедактор НГС Дмитрий Косенко проехал по нескольким маршрутам и описал свои впечатления. В новой серии мы устроили пассажирский тест-драйв троллейбусам. Что в них хорошего, что плохого и есть ли перспективы — читайте в нашем обзоре.

Троллейбусное движение в Новосибирске открыли в 1957 году, своего расцвета этот транспорт достиг к концу 80-х с открытием четвертого депо. Тогда длина контактной сети превышала 200 километров, а троллейбусов в городе насчитывалось более трехсот. Затем началось сокращение и сети (до 130 километров на сегодняшний день), и числа маршрутов (с 35 до 13), и подвижного состава (до 250 единиц).

Сейчас самые старые троллейбусы в эксплуатации — 1987 года выпуска модели ЗиУ-682В (выпускалась еще с 1972 года). Самые новые — «Тролза-5265.00» «Мегаполис» выпуска 2013 года (отечественная модель из Энгельса).

Нина Малышкина за рулем своего ЗиУ-682В

Нина Малышкина за рулем своего ЗиУ-682В

Поделиться

В 2019 году мы снимали материал о старейшем действующем троллейбусе с бортовым номером 1219 (10-й маршрут). С 1987 года, когда троллейбус сошел с завода, и по сей день на нём бессменно трудится Нина Малышкина, которая в 2019 году стала героиней «Народной премии НГС». Нина Малышкина за рулем с 1974 года — это уже 47 лет, из них на 1219-м — 34 года!

Технике уже 34 года, но она еще бегает

Технике уже 34 года, но она еще бегает

Поделиться

Троллейбус этой модели, ЗиУ-682В, отличается относительно хорошей сохранностью — у него остались оригинальные молдинги подоконной линии, красная историческая эмблема ЗиУ на передней части. Хотя, конечно, техника устарела — подробнее о троллейбусе и Нине Малышкиной читайте тут.

24-й маршрут, остановка на Сухом логу

24-й маршрут, остановка на Сухом логу

Поделиться

Ну что ж, прокатимся? Вечер, остановка на Сухом логу, встречаем троллейбус в сторону Учительской. Бортовой номер 1170, модель ЗиУ-682Г, год выпуска 1998-й.

Салон полупустой

Салон полупустой

Поделиться

От площади Калинина он уже собрал пассажиров, но салон всё равно полупустой, свободны сидячие места. Работает кондуктор с терминалом, цена поездки 24 рубля.

Восстановленные сиденья из кожзама

Восстановленные сиденья из кожзама

Поделиться

Внутри всё старенькое, грязненькое, но сиденья вроде как отремонтированы.

Транспорт бодро разгоняется

Транспорт бодро разгоняется

Поделиться

Троллейбус на самом деле технически самый резвый тип общественного транспорта — у него же электротяга. Если хорошо нажать на газ, то «рогатый» оставит далеко позади и трамваи, и автобусы. Именно этот разгон мне и нравится — завывающий звук электромотора, плотное ускорение, прям как на электрокаре Jaguar I-PACE. Чистый кайф!

Скорость снижают на разворотах и стрелках

Скорость снижают на разворотах и стрелках

Поделиться

Впрочем, все зависит от водилы — если он бодрый, тогда и троллейбус передвигается расторопно, если нет — то муторно тащится. В этом троллейбусе 1994 года выпуска какие-то проблемы с дисбалансом узлов силовой установки, кардана или редуктора — разгон нормальный, но есть ощутимая вибрация.

Состояние салона троллейбуса

Состояние салона троллейбуса

Поделиться

В сторону площади Калинина едет чуть больше пассажиров, некоторые уже стоят. Состояние, конечно, тоже не очень — почерневшие потолки, изолента на ручках сидений, грязные стекла.

«Тролза-5275.05» «Оптима», которому 14 лет

«Тролза-5275.05» «Оптима», которому 14 лет

Поделиться

В центральной части Новосибирска важное преимущество троллейбуса перед авто — быстрое движение по выделенной полосе. Проверим — час пик, Красный проспект забит, навигатор прогнозирует 20 минут от площади Калинина до площади Ленина на машине. Меня подбирает борт номер 3306, это уже модель посвежее, «Тролза-5275.05» «Оптима» 2007 года.

Людей на маршруте много

Людей на маршруте много

Поделиться

Но всё равно троллейбус уже подуставший, все-таки 14 лет бегает.

Машины стоят в пробке, а мы едем

Машины стоят в пробке, а мы едем

Поделиться

В районе Гагаринской от выделенной полосы толку нет, долго стоим в общей куче. Зато потом катимся бодро, а за окном наблюдаем автомобили в пробке — приятно. Кстати, в пике на этом участке мы развивали скорость под 50 км/ч — трамвай с его 25 км/ч даже не сравнится. Прибытие на площадь Ленина через 14 минут — ну да, чуть побыстрее.

Площадь с киосками и павильонами

Площадь с киосками и павильонами

Поделиться

Переносимся на «Вокзал-Главный». Привокзальная площадь, запах беляшей, какие-то торговые палатки. Колхоз в общем. За 30 лет ничего не изменилось — давно тут надо было разбить сквер с дорожками и фонарями.

В час пик народу почти нет

В час пик народу почти нет

Поделиться

Маршрут № 2 Вокзал — Гор. аэропорт, салон почти пустой. Видно, нет желающих проехать до аэродрома, самолеты-то давно уже не летают.

Салон реконструированного ЗиУ-682Г

Салон реконструированного ЗиУ-682Г

Поделиться

А я сажусь в 23-й до проспекта Дзержинского, это старенький реконструированный ЗиУ-682Г. Народу тоже немного, но на остановках пассажиры стабильно подсаживаются.

Самое удобное место — закуток

Самое удобное место — закуток

Поделиться

Помню, в этих старых троллейбусах самым лучшим местом был уголок, располагающийся слева возле задней двери, закуток с поручнями. Бывало, встанешь туда, вокруг давка, а ты стоишь такой, защищенный поручнями, и смотришь в заднее стекло.

Едешь и смотришь на машины

Едешь и смотришь на машины

Поделиться

А если еще и вечер, а если еще и под хороший разгон троллейбуса — смотришь свысока на отдаляющиеся машины, балдеж!

Люди на остановке

Люди на остановке

Поделиться

Площадь Калинина, самый час пик, суета, толчея, на остановках — народу тьма-тьмущая. Запах метро и чего-то жареного, молодежь стоит за хот-догами. Тоже купил себе хот-дог, 57 рублей всего, вспомнил детство — романтика!

Битком забитый автобус № 13

Битком забитый автобус № 13

Поделиться

Пока жду троллейбуса, наблюдаю за автобусами — ходят неравномерно. В какой-то момент образовался перерыв минут 10, народу стало еще больше. И вот пассажиры набиваются в автобус — настоящая давка. Бедные, бедные люди, ничего за 30 лет не изменилось. Какая дистанция, какие коды, какой вирус — все в одной куче. Впрочем, это проблема не только Новосибирска, посмотрите на давку в метро Москвы или как специальные люди утрамбовывают пассажиров в метро Токио.

Троллейбус № 13 не заполнен

Троллейбус № 13 не заполнен

Поделиться

Наконец подъезжает троллейбус, народу тут, в отличие от автобуса, откровенно немного. Оно и понятно: автобусы идут до конечных остановок густонаселенных районов, а троллейбусы до них просто не доезжают.

Поделиться

Переносимся на площадь Маркса. Маршрут № 8, тоже вполне свободно и никакой давки.

Утром тоже народу не битком

Утром тоже народу не битком

Поделиться

Утренние маршруты тоже не отличаются заполненными салонами — пассажиры есть, но только на сидячих местах, почти никто не стоит.

«Тролза-5265.00» «Мегаполис», которому 8 лет

«Тролза-5265.00» «Мегаполис», которому 8 лет

Поделиться

А что с самыми свежими троллейбусами 2013 года? Вот он, красавец, «Тролза-5265.00» «Мегаполис». Низкопольная конструкция (шагаешь всего на одну ступеньку), широкие двери, современный внешний вид.

Уже есть повреждения

Уже есть повреждения

Поделиться

В нашем городе они появились новенькими в 2013 году, но за 8 лет износ, конечно, заметен. Или что-то на кузове повреждено, или в салоне поцарапано, загрязнено.

Салон в приличном состоянии

Салон в приличном состоянии

Поделиться

Но в целом прилично — сиденья мягкие, в хорошем состоянии. Удобные поручни, теплая печка сзади, хороший ход, мягкая подвеска.

Камера и объявление

Камера и объявление

Поделиться

Есть камеры наблюдения и объявления, призывающие снять рюкзак.

«Последний троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье»

«Последний троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье»

Поделиться

Троллейбус, как и трамвай, тоже является романтическим образом в различных произведениях искусства. Например, песня Булата Окуджавы «Синий троллейбус»: «Последний троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье... Последний троллейбус плывет по Москве». Вряд ли такие строки можно представить со словом «маршрутка». Или вот советский фильм «Первый троллейбус» с Олегом Далем. Или группа «Сплин»: «Замер троллейбус в троллейбусном парке». Или Виктор Цой: «И каждый с надеждой глядит в потолок троллейбуса, который идет на восток».

Новый отечественный троллейбус стоит под 20 миллионов

Новый отечественный троллейбус стоит под 20 миллионов

Поделиться

Что же делать с этим транспортом? Новый отечественный троллейбус «Адмирал» стоит под 20 миллионов рублей, а то и выше. Покупать их вместо переделанных белорусских трамваев за 19 миллионов рублей? Покупать подержанные в приличном состоянии? А может, покупать электробусы КАМАЗ (как в Москве) за 30 миллионов? Кстати, есть электробусы с «рогами» для подзарядки от контактной сети, такой может ехать до конца сети, а потом дальше до густонаселенного микрорайона.

Всё упирается, как обычно, в «денег нет и не будет». Поэтому для начала надо хотя бы убрать совсем старые модели из центра города перед чемпионатом мира по хоккею и заменить их «Тролзами-Мегаполис». Все-таки лицо города, негоже иностранцам показывать такое.

Старый троллейбус — машина времени

Старый троллейбус — машина времени

Поделиться

Хотя сам по себе старый троллейбус ЗиУ-682Г — это же настоящая машина времени, он ведь ездил еще в годы СССР. И если вам интересно вспомнить детство/молодость и Советский Союз, садитесь в троллейбус, идите на заднюю площадку и смотрите в окошко.

Подробнее, как авторедактор НГС бросил машину и поездил на трамваях, читайте тут.

По теме

  • ЛАЙК33
  • СМЕХ12
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ7
  • ПЕЧАЛЬ7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter