По традиции в Сибири октябрь — месяц подготовки автомобиля к зиме, одним из основных процессов которого является смена резины. У каждого автовладельца это происходит по-разному: кто-то, как говорится, готовит сани летом, а кто-то ждет, пока рак на горе свистнет. Как следствие, с первым снегом, заморозками и гололедом автовладельцы отмечают «День жестянщика». Правда, праздник этот скорее для СТО и шиномонтажек, у которых трафик клиентов показывает головокружительную динамику. Перед воротами боксов выстраиваются очереди, а желающих быстренько поменять резину не убавляется вплоть до поздней ночи. Естественно, любой предприниматель увидит в этом возможность и повысит цену за услуги пропорционально спросу. Но это еще впереди. А пока мы решили изучить вопросы стоимости и предложений зимней резины, которые сегодня есть в Новосибирске.
Зимний сезон на дорогах Новосибирска всегда требует особого внимания к выбору шин, и с приближением зимы автовладельцы уже начинают готовиться к смене резины. В этом году на рынке можно наблюдать несколько ключевых тенденций, которые важно учитывать при выборе. Вообще, вполне логично, что покупать зимнюю резину лучше всего в конце сезона. В это время продавцы стараются избавиться от последних партий товара и формируют «вкусные» предложения. А осенью предсказуемо ждем роста цен.
— Сейчас цены, конечно, выше, чем они были в конце прошлого сезона, а по некоторым моделям выше, чем они были просто в зимний сезон, в 2023–2024 году. Линейка достаточно разнообразная, можно найти и известные бренды, например Yokohama, но производят ее на российском заводе. Технологии остались, и резина хуже от того, что она произведена в России, не стала. Но при этом мы наблюдаем большой приток новых лейблов из Китая, — рассказывает руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков.
Шипы или липучка
На рынке представлено два основных типа зимней резины — с шипами и без, или так называемые липучки. Шипованные шины остаются более популярным выбором в Сибири благодаря проходимости и сцеплению с ледяными и снежными дорогами. Уход крупных западных брендов повлиял на ценообразование. Цены на оставшиеся европейские шины, такие как Nokian, выросли из-за дефицита предложения и логистических трудностей. Китайские и российские бренды, такие как Sailun, ZMAX, и Cordiant, стали более доступными и активно захватывают рынок благодаря своим низким ценам и улучшенному качеству.
— Чаще всего китайская резина — это повторение какой-нибудь зарекомендовавшей себя резины. Например, Triangle — это Gislaved 5. Очень хорошая резина зимняя и в свое время «пятерка» была хитом. Раньше можно было купить китайскую резину до 2022 года за 3–4 тысячи рублей за баллон. Сейчас заплатим уже 10–12 тысяч. Китай очень плотно заполнил нишу покрышек на российском рынке. Около 70% продаваемых покрышек как в зиму, так и в лето, это все-таки Китай. Есть немножко Кореи. По параллельному импорту привозят резину Continental, Nokian, и Bridgestone, но ценник сильно выше, — отмечает Вячеслав Ашурков.
Цены
Рост цен на зимнюю резину в 2024 году традиционно связан с общей инфляцией и сокращением предложений на рынке. В октябре средняя стоимость шипованных шин колеблется от 5000 до 10 000 рублей за штуку в зависимости от размера и бренда. Например, шины Nokian Hakkapeliitta популярного финского производителя можно найти за 9000 — 12 000 рублей, в то время как более бюджетные варианты от российского «Cordiant» обойдутся в 5500 — 6500 рублей за шину. В сравнении с прошлым годом можно отметить увеличение цен на 10–15%. Это стандартный шаг из года в год.
— На данный момент нет пикового спроса. Сейчас цена стабильна. Я думаю, еще в течение недели можно спокойно ходить и выбирать новые шины. Не будет дефицитов. Мы предполагаем, потом как раз и начнется пиковая нагрузка на сервис, на шиномонтаж, на магазины. Вообще, если говорить про рынок, то есть цены, рекомендованные производителям, отпускные, — рассказывает руководитель розничной сети автосервисов и магазинов шин Максим Кондрашов.
Проведем небольшое сравнение в части изменения цен по сравнению с прошлым годом. В качестве опытного образца возьмем самый популярный размер 205/55/R16.
Марка Nokian Hakkapeliitta 9 долгое время была популярна в Сибири. Финляндия — снежная страна и конструктивные особенности резины перекликаются с климатическими условиями в России. Нам вполне подходит. Но купить их можно в основном по параллельному импорту. В этом году дороже — от 10 000 рублей. В сезон 2023–2024 Nokian стоили примерно на 1000 рублей дешевле.
Те же финны Nokian Nordman 7 продавали за 6600 рублей, а сейчас цена стартует от 7000. А вот Nordman «восьмерка» подорожала более внушительно: с 7500 до 11000.
Мы рассмотрели и китайские варианты. На слуху сегодня две наиболее популярные марки зимних шин. С выбранными нами параметрами покрышки Triangle обойдутся от 4000 до 20000. Sailun сегодня стоит от 4900 до 15000. Цена зависит от множества пунктов: даты изготовления, износостойкости, индекса скорости, показателя нагрузки и т. д. Все эти данные отражаются в маркировке на борту шины.
— В данный момент китайские производители увеличили завоз шин по сравнению с прошлым годом на 50%. За свои деньги в бюджетном сегменте они вполне уверенно держат позиции, — отмечает Максим Кондрашов.
Шиномонтаж
Кстати, если вы впритык подошли к сезону, но пока тянете с заменой резины на автомобиле, стоит учитывать, что уже в октябре есть вероятность проснуться утром и увидеть гололед на дорогах. В этом случае летняя резина на машине кратно повысит риск ДТП. Ну и второе: велики шансы попасть в огромную очередь на шиномонтажке, простоять в ожидании аудиенции мастеров до поздней ночи и прилично раскошелиться.
— Ценники на шиномонтаж в пик абсолютно разные. Можно за один и тот же комплект отдать от двух до четырех тысяч. Разбег просто огромнейший за замену резины, 100% разница. Это реально так. И это печально, потому что все-таки цены должны, на мой взгляд, разниться не более чем на 30%, а, когда вот такой разбег, это вызывает вопросы к рынку, — комментирует ситуацию Вячеслав Ашурков.
В среднем 2000 рублей — это цена за стандартный комплекс для легковушки с шинами R16. Сюда входит шиномонтаж, балансировка и снятие-постановка колеса. Иногда предлагают обработку специальным гелем для герметичности.
В случае, когда в горячке ищешь СТО, которое еще готово принять клиента, нужно понимать, что шиномонтажка с большой вероятностью будет пользоваться моментом и постарается сделать максимальную кассу. Если вы хотите утром выехать на дорогу без мандража и не создавать аварийных ситуаций, придется заплатить.
Чтобы не мучиться вопросом «Когда же переобуваться?», изучая прогнозы погоды, можно ориентироваться на советы экспертов: резину нужно менять, когда температура по утрам стабильно стремится к нулю в течение недели. Этот совет актуален для тех, у кого шипованные шины. Пользователям «липучки» можно сменить шины пораньше — когда термометр по утрам держится в районе 10 градусов тепла.
— Даже если еще не будет снега, то вполне можно переобуваться и на шипы, и на «липучку», с резиной абсолютно ничего не станет. Это даже в какой-то степени сыграет положительную роль, что автовладелец покатается порядка 500–700 километров по асфальту на шипах. Само собой, мы не говорим про «шашечки» на дороге. Присутствует такое понятие, как «прикатка шипа». И на новой шине в плавном режиме необходимо какое-то время покататься, так что это даже будет плюс, — рекомендовал Максим Кондрашов.
Ранее мы рассказывали о том, как новосибирец обвинил шиномонтажку в навязывании услуг.