NGS
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-4°

ясная погода, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

штиль.

763мм 95%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Сделаем это в автобусе

Сделаем это в автобусе

Своя машина обходится в 7 раз дороже, чем общественный транспорт, — психологи объясняют желание иметь авто внутренними проблемами

Каждый год на дорогах Новосибирска и области появляется по 30 тыс. новых легковых автомобилей. Улицы при этом не расширяются — как следствие, дорожные заторы становятся все более напряженными и длинными. По пути на работу и с работы горожанин вынужден в пробках терять огромное количество времени и нервов. Однако это никого не останавливает — люди массово пересаживаются с общественного транспорта на личный. Затраты на «железного коня» отнюдь не ограничиваются его покупкой, ежемесячно на содержание авто уходит серьезная сумма. Во сколько обходится новосибирцу личный автомобиль, дешевле ли ездить на общественном транспорте и такси, а также причины большой любви горожан к железным коробкам с колесами — в материале НГС.АВТО.


Вася и его тачки

Для чистоты эксперимента было решено произвести расчеты для новосибирца с зарплатой «выше среднего»: если, по данным Новосибирскстата, средняя зарплата в Новосибирской области составляет 25 тыс. руб. в месяц, то наш подопытный Вася будет зарабатывать около 30 тыс. руб. в месяц. Приличная, в общем-то, зарплата. Хотя копить на машину с таким доходом придется достаточно долго, поэтому Вася купит авто в кредит. Стоит отметить, что Василий не чистой воды выдумка — по данным официальных дилеров массовых автобрендов, на сегодняшний момент в Новосибирске в кредит приобретается около 60 % авто. Васе предоставлен выбор — новый Hyundai Solaris или Toyota Corolla 2003–2004 годов выпуска. В расчетах владения каждым из этих достойных авто не будут учтены форс-мажоры: ДТП, падающие сосульки, критически некачественный бензин, выводящий из строя топливное оборудование, наезды на открытые люки и т.д. Только 4 пункта: кредит, страхование, бензин и текущее обслуживание авто (замена технических жидкостей и расходников). В то же время, предположим 2 варианта пользования общественным транспортом — Василий живет по линии метро либо на окраине в спальном районе. Для расчетов расхода бензина за спальный район были приняты «Родники» или аналог, а рабочий офис Васи мы поместили в центр города. Для подсчетов затрат на общественный транспорт мы предоставили Василию жену и одного ребенка.

Hyundai Solaris 2013

Начнем с нового авто. По данным директора по продажам Hyundai компании «Автомир Новосибирск» Сергея Кеслера, наиболее востребованной является комплектация модели Solaris чуть выше средней, стоимостью без малого 500 тыс. руб. При этом, по статистике кредитного отдела компании, наиболее часто встречающийся первоначальный взнос по специальной кредитной программе марки (ставка от 6,5 % годовых) — 20 %. Итак, Василий подкопил 100 тыс. руб. и пришел покупать Solaris. Ни для кого не секрет, что при получении автокредита необходимо оформление полиса каско. Благо, дилер предлагает сделать все на месте и включить стоимость полиса (около 40 тыс. в год) в сумму кредита (по данным «Автомира», большинство клиентов предпочитают именно такой вариант). При условии максимального срока кредита, ежемесячный платеж для Васи составит около 13,6 тыс. руб. Добавим сюда полис ОСАГО стоимостью около 4 тыс. руб. в год или 333 руб. в мес. Как рассказал Сергей Кеслер, годовая стоимость обслуживания нового «Соляриса» составляет около 10 тыс. руб. Разделим на 12, получим 833 руб. в месяц. При реальном расходе топлива Hyundai Solaris в городском цикле около 8 л на 100 км, цене бензина около 30 руб./л и округленном месячном километраже в 500 км получим сумму 1200 руб. на бензин. Итого ежемесячные расходы на автомобиль — 15,9 тыс. руб.

Toyota Corolla 2003-2004

Справедливости ради предположим, что и в случае с подержанным авто у Василия нашлось 20 % стоимости наличными. При среднерыночной цене 350 тыс. руб. это 70 тыс. Василий идет, скажем, в Сбербанк и берет потребительский (чтобы не покупать каско) кредит под огромный, по сравнению с фирменным корейским кредитом, процент. При максимальном сроке кредитования ежемесячный взнос составит 10,6 тыс. руб. Полис ОСАГО обойдется в те же 4 тыс. в год — Василий старше 22, его стаж больше 4 лет, а по мощности машины в одной категории. Расход у хорошо ухоженной «Короллы» составляет около 10 л на 100 км — Васе придется тратить по 1350 руб. в месяц. Поменять масло и фильтры дважды в год обойдется примерно в 5 тыс. руб. Таким образом, ежемесячная сумма составит 12,6 тыс. руб.

Квартира на окраине

Теперь подсчитаем затраты нашего подопытного на общественный транспорт. Василий 5 дней в неделю ездит на работу, в каждую сторону приобретая по два билета — на маршрутку (23 руб.) и на метро (18 руб.). По субботам Вася вместе с семьей ездит в центральную часть города в большой ТЦ — тратит то же самое, только на троих. Кроме того, раз в неделю Василий делает широкий жест, заказывая такси в черте города, — 250 руб. Итоговая сумма — 2890 руб.

Квартира по линии метро

В данном случае актуальны те же расчеты, исключая маршрутку, — получаем 1828 руб.

Таким образом, владение автомобилем обойдется обычному горожанину почти в 7 раз дороже, чем пользование общественным транспортом. Что заставляет человека идти на огромные траты, приобретая машину, объяснил директор новосибирского «Центра психотерапии» Александр Буцких. По его словам, у большинства россиян, и новосибирцев в частности, существует проблема с самоидентификацией. «В Европе зачастую высокообразованный человек имеет высокий доход и относится к высокому социальному классу. Все логично. В России человек с двумя высшими образованиями может быть бедным, а сварщик с восемью классами школы — зарабатывать до 100 тыс. руб. Они оба в замешательстве — кто они, к какому классу они должны себя отнести? Социальная логика отсутствует. Человек пытается самоопределиться иным способом — выглядеть «дороже» и богаче, чем есть на самом деле, а также при помощи так называемого «потребления напоказ». Автомобиль — это сигнал окружающим: «Смотрите, я чего-то стою». Кроме того, потребность в самоопределении выражается в потребности к физическому отделению себя от толпы, от «массы». Это и гонит людей из общественного транспорта в личные авто. Стоит признать, что общественный транспорт в Новосибирске, кроме метро, не очень психологически комфортный — из-за переполненности и толчеи всегда есть потенциальная возможность для конфликта. Человек бежит от этого страха негативной коммуникации, покупая авто», — описал ситуацию психотерапевт.

Марк Волков

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления