Каратэ долгое время оставалось в СССР запрещенной борьбой. Оно до сих пор не вошло в число олимпийских видов спорта (впрочем, ходят разговоры, что это может измениться). Черный пояс, даны, сенсеи — обо всем этом можно было узнать лишь из боевиков с Ван Даммом, которые крутили в полулегальных видеосалонах. Сейчас все разрешено, и те, кто проповедует этот вид спорта, даже больше — образ жизни, могут говорить на эти темы совершенно открыто. Главный каратист области, обладатель черного пояса Андрей Дрокин откровенно рассказал he о суровых экзекуциях при обучении киокушинкай, бизнесе на продаже титулов, друзьях по разные стороны баррикад и многом другом.
Справка: Андрей Владимирович Дрокин — обладатель черного пояса 3-й дан по киокушинкай каратэ, чемпион Европы по тамешивари и бронзовый призер Европы по кумите (2001 г.), председатель правления Ассоциации Киокусинкай НСО. Родился 1 декабря 1972 г. По профессии — педагог, экономика и управление (НГПУ). Холост.
Карьера, работа и деньги
Когда вы решили, что умение драться будет вашей профессией?
Я всю жизнь, как вы выражаетесь, дрался — в школе заступался за своих одноклассников. Стоял на учете. Как потом сказали психологи, это особенность — такой д'Артаньян или Портос: «Я дерусь, потому что я дерусь». Но особой злости не было. Как сказал один из моих учителей: «Андрей, у тебя нет желания что-то доказать. Ты просто дерешься».
Понимание, что это мое, пришло после того, как я в 97–98 годах прошел в Благовещенске школу обучения учи-дешей. Дисциплина была жесткая — средняя между тюрьмой и армией. С утра до вечера — под присмотром «старших», система наказаний. Кто-то, помню, проспал сигнал, так нас всех подняли в 4 утра, заставили бегать, 1000 отжиманий, приседаний, пресс… Потом в 5:30 отбой и тут же подъем через 15 минут после всей экзекуции и, как ни в чем не бывало, — на тренировку.
Были и психологические испытания. Представьте, на улице ветер 25–30 м/с, вокруг деревья падают, а у нас задача — собирать листья. Для чего? Понимаешь головой, что это — тупо, но делаешь. И это дает шанс потом, грубо говоря, идти через пустыню и не сломаться. Всегда детям рассказываю историю о лягушках, которые попали в крынку со сметаной, и одна тонет, а вторая барахтается, взбивает сметану в масло и спасается… Это был мой добровольный выбор. Но это не умение драться, а образ жизни.
Если про черный пояс каждый слышал, что это круто, то про даны хотелось бы узнать подробней. Можно провести параллель со званиями в армии?
Скажу так, если сравнивать с общеобразовательной школой, то десять ученических поясов, возможность дойти до черного пояса — это средняя школа. 1-й дан — высшее образование. А 2-й и дальше — уровни выше. По международной градации 1-й и 2-й дан это — «старший», 3-й и 4-й — сенсей («учитель»), 5-й и 6-й — шиханы (международные эксперты), как генералы в армии.
Сам по себе черный пояс — определенный этап, пройдя через который ты попал в элиту. Правда, я знаю примеры, как люди покупали черные пояса, выпрашивали, как-то зарабатывали… Достойно получивших — единицы. Есть так называемые «натянутые мастера». Я на свой 3-й дан сдавал 6,5 часов, а знаю, как некоторые получали за 1,5 часа 6-й дан. Для них это как бизнес. Есть и почетные черные пояса. Лужков, например, имеет 5-й дан. Путин тоже.
А сколько стоит черный пояс и как узнать фальшивых мастеров?
Достаточно зайти в зал и посмотреть, как сидит на человеке кимоно. Если как на чучеле — это одно… Кстати, можно посмотреть еще на пояс — растрепан ли он. Это — система, когда вы приходите с белым поясом и постепенно доходите до черного, а когда получаете черный, то тренируетесь в нем, пока не истреплется и фактически не превратится в белый.
Сколько стоит купить — не знаю. Знаю, что заработанный стоит порядка 350–400 долларов. То есть столько официально я заплатил за карточку черного пояса, сертификат и сам пояс, который делается лично на заказ.
Кто победит в уличной схватке боксера и каратиста?
Я сам боксировал. Если боксер сможет подойти и нанести удар в голову, у него есть шанс выиграть. Но в каратэ арсенал ударов намного шире. И техника ног на стороне каратиста. Но если он допустит ошибку и даст шанс боксеру нанести удар в голову, то…
Деньги такая работа приносит?
Сейчас я живу за счет того, что тренирую детей и оказываю платные услуги, в частности персонального тренера (при студии «Ремикс». — И.К.). Для дурака деньги — цель, а для умного — способ достижения цели. Нужно жить так, чтобы власть, женщины и деньги гонялись за вами, а не вы за ними.
Что не можете себе позволить купить, а хотелось бы?
Позволить себе можно все. Вопрос времени. Машина у меня есть. По большому счету, не нуждаюсь ни в чем. А дачу, виллу или модную машину, чтобы привлекать внимание? У меня товарищ как-то сказал: «Килька в любой банке — килька». Кто-то ездит на Maybach, но лишь для того, чтобы сказать: «Смотрите, какой я!». Мне — все равно, я ездил на «четверке», «шестерке», «японце»… Сейчас езжу на немецком «уазике». Машина меня устраивает, несмотря на то что армейский вариант оснащен по минимуму. И значок Mercedes — не главное. Мне порой задают вопросы смешные ребята, мол, сколько она едет? Для них показатель крутости — скорость, с которой ты носишься. Для кого-то машина — это возможность подцепить девочек, произвести впечатление на таких же глупых мальчиков.
Спасало жизнь умение драться?
Да, мне приходится драться на улице, хотя я всегда учу, что этого лучше не делать. Но я считаю, добро должно быть с кулаками.
Вы — чемпион Европы-2001 по тамешивари (ломание предметов различными частями тела). Интересно, что для этого пришлось разбить?
Доски определенного размера и качества из хвойных пород толщиной по 2,5 см. Надо было разбивать кулаком, ребром ладони, локтем и пяткой. Ломать можно любое количество досок. Минимальное в том поединке было — две. Если не сломаешь за раз сколько хочешь, дается вторая попытка с обязательным минимумом. Я сломал по сумме четырех движений 18 досок. За раз — где-то от 4 до 6. Но если постоянно практиковать, то можно и больше ломать за раз. На чемпионате мира в сумме ломают 24–26 досок. Считается, что легче всего бить локтем. Главное — попасть на доске в определенную точку. Но любой из этих ударов может привести к тяжелейшей травме.
Самый первый раз что ломали?
В детстве, насмотревшись фильмов, мы ломали кирпичи на стройке. Как-то, разбивая два кирпича, я умудрился сломать нижний, как Ван Дамм в кино. Просто мы не знали, что кирпичи бывают разного качества.
В фильмах с каратистами вымысла хватает?
Много казусов… Например, я понимаю, что после удара человек должен падать в другую сторону, а в фильме он умудряется еще вращаться. Да и любой случайный удар в голову — это нокдаун или нокаут.
Любовь к Родине
Что для вас Родина?
Родина — это род. Это — моя мама, мой папа, мои родственники, ребята, которые со мной тренируются. Раньше никогда об этом не задумывался, но последнее время на соревнованиях, когда звучит гимн, слезы на глазах наворачиваются: гордость, что я — русский. Может, старею…
Из Новосибирска бы уехали?
По окончании школы учи-дешей предлагали остаться еще на год — уже руководителем новых учеников, а после ехать на стажировку в Японию. Но я ответил, что меня ждут дома. Ехать куда-то? Есть над чем работать здесь. Можно жаловаться, что ничего нет, а можно и пытаться что-то создать. Сейчас многие из моих учеников говорят, мол, надо в Москву — там деньги, а я считаю, что голодных везде много. Я и за границей бывал, но мне никогда не хотелось там остаться.
А Япония для вас что?
Далекая страна. Я там не был, но меня туда тянет. Возможно, скоро придется съездить. Мне там нравится идеология, философия и традиции — что у нас давным-давно потеряно.
Мужская дружба
У вас много настоящих друзей?
Меня учли, что настоящий друг может быть один, максимум — два-три. На сегодня у меня два друга. Один — с ним служили вместе и не раз защищали друг друга, он до сих пор служит в Системе (полиции. — И.К.), второй — его противоположность. Из бывших «сидельцев». Он сейчас отошел от этого, работает, есть семья и дети. Хоть он был с другой стороны баррикады, но мы с ним одинаково смотрим на жизнь — на то, что творится в стране. И с первым другом точно так же.
Приходилось друг за друга вступаться?
Одного, который полицейский, — тогда служил в ДПС, прошел Афган, Чечню без единого ранения, — при исполнении пытались на улице обижать. А так как законными методами такое не всегда можно было решить, приходилось иногда приезжать, лоб морщить и объяснять людям, что не надо человека в погонах обижать, что он хороший.
В финансовом плане приходилось друзей выручать, да и они меня не раз выручали. Например, один давал деньги на чемпионат России. Я как-то раз, когда он звал к нему в гости, сказал: «К тебе приедешь — полдня потеряешь». А потом стыдно стало! Приехать к другу — значит потерять время?! Я потом извинился. Кстати, через него стал охотником. Решили, что надо больше отдыхать вместе.
Вас предавали?
Предавали. Родные и любимые ученики. Я всегда считал, что учу жизни, а потом оказывалось, что ученики научились только драться. Получается, я — плохой учитель. Вот нынешнее поколение стараюсь научить жить. Не просто махать руками и ногами, а жить. Стать воином, а не солдатом. Оставаться человеком в любой ситуации. Хороший спортсмен и хороший человек — это разные вещи.
Что чувствовали, когда вас предавали?
Обиду. Но, с другой стороны, если человек рожден психологически убогим, он всегда таким останется. Нельзя требовать от людей больше, чем они могут! Больше всего на свете я не люблю предателей и глупых. Тупость и предательство — самые страшные вещи.
Женщины, семья
Девушка есть?
Сложно быть постоянно с женщиной из-за моего образа жизни. Он не подразумевает привязанности. Мне нравится фраза из фильма «Схватка»: «Никогда не имей ничего, что не можешь бросить в течение 30 секунд». Все вокруг говорят, мол, возраст, пора уже чего-то там… А почему — пора? Потому что так принято? Я не сторонник того, что все должны быть одинаковы. На сегодняшний момент необходимости в семье, жене и детях у меня нет. Возможно, мне суждено быть одному. А физические потребности… Как сказал киногерой из «Параграфа 78»: «Жениться ради секса — это как заводить пасеку ради ложки меда».
Какую роль женщина должна занимать в союзе с мужчиной?
Инь-ян помните? Мужчина и женщина должны дополнять друг друга. И в отношениях главное — уважение. Женщины сейчас стали сильнее, потому что мужчины стали слабее. Сидят, рыдают, жалеют себя — у меня нет работы, нет того, другого.
Идеальная женщина — какая?
Нет идеальных женщин. И не будет. Красивые, как правило, — куклы. У них есть такая кнопочка, которая позволяет пищать и хлопать глазками. А есть «серенькие мышки», но в них что-то притягивает. В женщине должна быть какая-то загадка. И голова еще должна быть. Хотя одна из моих знакомых говорит: если женщина красивая, то ей больше ничего не надо, а если страшная — не важно, что она еще может… Мне нравятся японские женщины: она никогда не выносит сор из избы, сохраняет лицо — свое и своей семьи.
Путешествия, отдых
Где и как отдыхаете?
Охота у меня появилась в прошлом году. Поехал на утку и заразился этим. Столько всего расстрелял за два дня! Может, в детстве не настрелялся? И неважно — убил или нет. Главное — единение с природой. Приехал, половил рыбу, рано утром встал — вот она утка летит. Причем еще надо понять — благородная или нет. Охотники по шуму крыльев это определяют. Были такие еще ситуации — стреляю, утка падает, я — к ней, а она ныряет и тонет. Не сдается. Я — в шоке. А мне объяснили, что утки так поступают — ныряют, цепляются за водоросли и задыхаются под водой. Я даже проникся к ним уважением. До охоты хобби были машины — люблю в них ковыряться, «ломать» постоянно что-то. А так времени в последние 6 лет нет — тренировки и подготовка к турнирам. За границей не люблю отдыхать. Для чего? Потратить кучу денег? У нас можно хорошо отдохнуть в палатке на Бердском заливе. Пожарить шашлыки с друзьями, пострелять из воздушки. Но отдыхать нужно. Это я понял в этом году. Без внешней подпитки у человека садятся «батарейки».
Где не были, но очень хотелось бы побывать?
На горе Мицумине в Японии. Где, по преданиям, тренировался великий фехтовальщик Миямото Мусаши. Там есть мемориал основателя стиля (Масутаца Ояма. — И.К.), храм, водопад — красивейшее место! Вероятно, в ближайшее время мне придется ехать в Японию получать бранч-контракт — официальное подтверждение на право развивать киокушинкай каратэ в Сибирском регионе.
Илья Калинин
Фото предоставлены Андреем Дрокиным (1, 2), автора (3)