Жительница Новосибирска Марта Медведева случайно узнала, что мошенники взяли на неё два кредита в салоне связи. При очередной попытке оформить кредит сибирячке позвонили из службы безопасности банка, картой которого она уже и не пользовалась, и прислали скан паспорта для подтверждения — как оказалось, поддельного. В нём был правильно указан номер, стояла нужная подпись, но на фотографии был другой человек. Разбираемся, как так получилось.
Марта Медведева сейчас является клиенткой двух банков — Сбербанка и ВТБ, — но недавно ей позвонила служба безопасности «Тинькофф Банка», картой которого она перестала пользоваться, и уточнила, оформляла ли она кредит на мобильный телефон в «Евросети».
«Паспорт был один в один мой, кроме фотографии»
«Я сказала, что ничего не оформляла. Мне ответили, что пришлют фотографию лица, которое оформило кредит, и скан паспорта, по которому оформляли. Скан был цветным. Лицо на фотографии я видела впервые. Но паспорт, по которому оформляли кредит, один в один мой — подпись совпала, номер тоже. Не совпало только фото, обложка и прописка», — рассказала корреспонденту НГС Марта Медведева.
Представитель «Тинькофф Банка» подтвердил этот факт НГС — у них сработала автоматизированная система противодействия мошенничеству.
«Всё верно — мы смогли выяснить попытку мошенничества до того, как она была осуществлена. Этот кейс — типичный пример функционирования нашей многофакторной системы противодействия мошенничеству, которая в том числе использует распознавание лиц в целях предотвращения мошеннических действий с подачей заявок на кредиты. По всем мошенническим заявкам на кредит на имя Марты банком было отказано из-за отсутствия идентификации человека. Распознав попытку мошенничества, мы связались с Мартой в рамках стандартных процессов для уточнения обстоятельств дела и дополнительно рекомендовали написать заявление в полицию, а также через запрос Бюро кредитных историй проверить, не удалось ли мошенникам оформить кредиты в других банках», — добавил он.
Два кредита на технику
После этого разговора девушка заказала выписку из Бюро кредитных историй и обнаружила, что на неё оформили два кредита в салонах связи: на 52 тысячи рублей в ОТП Банке и на 56 тысяч в банке «Ренессанс Кредит». В первом случае неизвестно, в каком именно салоне связи, во втором — в «Связном» по адресу Курчатова, 1. По словам Медведевой, кредиты выданы на технику, предположительно, на телефоны. И они являются просроченными.
«Если бы не« Тинькофф», мне бы уже через какое-то время начали звонить коллекторы с угрозами. По кредитам, естественно, платить никто не собирался», — говорит Марта Медведева.
В пресс-службе ГУ МВД России по Новосибирской области подтвердили, что заявление от сибирячки по факту мошенничества с кредитами зарегистрировано: сейчас проводится проверка, устанавливаются обстоятельства происшествия.
«Я считаю, что это не только моя проблема. Люди вообще не в курсе, что такое может быть, что они могут проснуться, а на них висит энная сумма денег. Но не всем могут позвонить из банка и предупредить, могут звонить уже сразу коллекторы и предъявлять претензии. А вдруг им попадется пожилой человек, пенсионер, который в этом не разбирается и с компьютером на "вы"», — возмущается жительница Новосибирска, пострадавшая от мошенников.
Как выдали кредит и продали технику по поддельному паспорту
В пресс-службе компании «Связной» (объединяет магазины под брендами «Связной» и «Евросеть») пояснили, что инициировали внутреннюю проверку, результатами которой они поделятся с клиентом: «В случае, если факт мошенничества подтвердится, мы окажем любое возможное содействие правоохранительным органам для того, чтобы как можно скорее найти злоумышленников».
В пресс-службе банка «Ренессанс Кредит» корреспонденту НГС сказали, что им действительно поступило обращение от Марты Медведевой о том, что она не оформляла кредит в их банке. Во время внутреннего расследования с применением графологической экспертизы они установили, что кредит был оформлен третьим лицом.
«В таких случаях в банке применяется специальная процедура, в рамках которой кредитный договор будет закрыт, а в БКИ будет направлен запрос на корректировку данных в кредитной истории Марты Медведевой», — комментируют в «Ренессанс Кредите».
На момент публикации ОТП Банк так и не ответил на запрос НГС.
Вы когда-нибудь сталкивались с мошенничеством при взятии кредитов? Расскажите свою историю NGS.RU по телефону +7 923 157–00–00 (можно СМС, viber, WhatsApp, Telegram).
Обновлено: ОТП Банк ответил на запрос 7 октября: «Мы сразу провели проверку, как только получили соответствующее заявления, и вопрос оперативно был решён. Уже 4 октября мы связались с Мартой и сообщили ей, что на её кредитную историю данная ситуация не повлияет».