Кроме новой станции метро в «большом Новосибирске» скоро откроют и новую платформу городской электрички: ее сегодня оборудуют возле микрорайона «Пригородный простор» в селе Толмачёво. Платформа станет первым этапом в проекте «Городская железная дорога», и ей еще предстоит доказать свою востребованность — от этого будет зависеть развитие всей сети пригородных электричек, которое требует огромных вложений. Как микрорайону под Новосибирском удалось добиться собственной станции на железной дороге, сколько это стоит и где еще смогут останавливаться электрички в ближайшие годы, узнала Лиза Пичугина.
Вместо забитых маршруток и медленных автобусов
Возле микрорайона «Пригородный простор» готовят к открытию новую железнодорожную платформу. Ее строительством занимаются совместно региональный Минтранс, РЖД и застройщик микрорайона — компания «ПромГражданСтрой».
«Пригородный простор» станет конечной станцией на принципиально новом маршруте: он будет проходить по западной линии электропоездов через станции Правая Обь и Новосибирск-Главный и дальше следовать к станции Новосибирск-Восточный. Платформу возле микрорайона строит Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) — филиал ОАО «РЖД»: по словам директора компании-застройщика Алексея Кузнецова, она экспериментальная, металлическая с резиновым покрытием.
Проект платформы разрабатывали на случай, к примеру, капитального ремонта существующих платформ: ее легко собрать, а затем разобрать и перевезти на новое место. И это скорее временный вариант: она находится в дуге между двумя железнодорожными линиями, одна ведёт к станции Ипподром, другая — к Клещихе.
— Платформы должны быть капитальные, с освещением, подходами, но пока невозможно это всё осуществить на прямом участке — для этого нужно строить целую инфраструктуру, — пояснил Алексей Кузнецов журналисту НГС. — В перспективе постоянная платформа будет, но пока мы пассажиров не покажем, пока не покажем востребованность электрички, никто серьезно в эту сторону смотреть не будет, потому что затраты там сумасшедшие.
Сам застройщик взял на себя обустройство подходов к новой станции: перехватывающей парковки, подъездной дороги, тротуаров, освещения. Автоматы для приобретения билетов установят в автобусном остановочном пункте — там же можно будет в тепле дождаться электрички.
Расписание новой электрички еще обсуждают с Минтрансом и ЗСЖД. По словам Алексея Кузнецова, пока планируются два рейса, утром и вечером. Утренний будет привозить новосибирцев (среди них много сотрудников застройщика) из города в микрорайон примерно к 07:20 утра, в 07:30 забирать местных жителей — к 8 утра они уже будут на вокзале Новосибирск-Главный, а состав поедет дальше — к станции Новосибирск-Восточный.
Вечерняя электричка будет отправляться с Новосибирска-Восточного, около 18:30 забирать пассажиров на Новосибирске-Главном, к 19:00 привозить их в «Пригородный простор» и через 15 минут отправляться обратно. По оценке регионального Минтранса, в первый месяц по новому маршруту будут возить по 500 пассажиров в день с последующим увеличением.
Строительная готовность новой станции — 15 июня, запуск электрички планируют ориентировочно на 1 июля. Тариф пока не утвержден: по информации Алексея Кузнецова, сегодня его рассматривают в ФАС, но при себестоимости в 65 рублей он рассчитывает на стоимость проезда в 26 рублей — всего на рубль дороже автобуса, который едет в три раза дольше.
Остановка по требованию
Алексей Кузнецов рассказал, что новой платформы застройщик добивался несколько лет. Для микрорайона этот вопрос стоит уже достаточно остро: сегодня в «Пригородном просторе» живут около 5,5 тысячи человек. В июне здесь планируют сдать еще 20 таунхаусов и 3 многоквартирных дома по 24 квартиры в каждом — это примерно 100 семей или около 350 новых жителей. Вокруг микрорайона тоже немало жителей: в селе Толмачёво и в «Чистой слободе», которая расположена с другой стороны железнодорожной линии.
В микрорайоне построили конечный остановочный пункт, до которого продлили 28-й автобусный маршрут, но этого недостаточно. Попасть в маршрутку, которая идет мимо «Пригородного простора» из Оби, почти невозможно.
— Когда услышал про городскую электричку, тут же начал связываться с Минтрансом, мэрией, железной дорогой, писать письма, обоснования, делать расчеты, приводить аргументы, что надо делать платформу и напротив нас тоже, — рассказал Алексей Кузнецов.
Сперва, говорит он, власти вместе с ЗСЖД планировали более масштабный проект. По нему новая станция должна была появиться на другой железнодорожной ветке. Электрички к ней должны были пойти со станции Чемской, возле которой уже вырос огромный жилмассив, мимо Клещихи. В планах станция называлась Чистая слобода — по названию еще одного соседнего микрорайона, и от нее электричка отправлялась бы также по дуге в сторону Новосибирска-Восточного.
Жительница «Чистой слободы» Ангелина говорит, что местные жители рассчитывали именно на такое расположение платформы. По плану к ней должны были продлить улицу Титова и сделать автомобильное кольцо, на котором можно было бы повернуть к «Радуге Сибири» или к железной дороге. Сейчас платформу строят дальше: от последних построенных домов микрорайона до нее около 15 минут ходьбы. Путь этот не благоустроен, но, говорит девушка, там есть накатанная грунтовка и тропы.
— Отмеченное место, конечно, дальше, чем мы думали, — признала Ангелина. — Но всё равно, если это у нас, то люди, конечно, заинтересованы и хотели бы, чтобы была остановка электрички.
От планов строить платформу на нижней ветке пока отказались: они требуют строительства еще одного железнодорожного пути на Транссибе и еще одного моста через Тулу. Но, как сообщили журналисту НГС в региональном Минтрансе, в перспективе реализовать их все-таки хотят. Весь проект «Городская железная дорога», который правительство области реализует вместе с ЗСЖД, включает в себя четыре этапа — в них входят, помимо новых платформ, строительство выделенных железнодорожных путей, еще одного железнодорожного моста через Обь, приобретение дополнительных составов электропоездов. Сейчас ЗСЖД вместе с ведомством готовит технико-экономическое обоснование.
Предполагается, что всю необходимую инфраструктуру ЗСЖД будет строить за счет собственных инвестиционных программ. Благоустраивать прилегающие к ней зоны и организовывать подвозящие маршруты общественного транспорта будут за счет городского бюджета. Правительство Новосибирской области же «готово сформировать дополнительный транспортный заказ маршрутной сети пригородных поездов, предусматривающий фиксирование объемов перевозок, параметры маршрута, возмещение в полном объеме за счет средств регионального бюджета потерь в доходах в рамках проекта "Городская железная дорога"».
— Возможно совместное приобретение подвижного состава путем взноса в уставной капитал АО «Экспресс-пригород» средств областного бюджета Новосибирской области и бюджета ОАО «РЖД» пропорционально долям участия акционеров, — допустили в Минтрансе.
Алексей Кузнецов предположил, что решающим фактором в строительстве новой платформы у «Пригородного простора» стала готовность застройщика вкладывать в нее собственные силы и средства. По его подсчетам, компания «ПромГражданПроект» потратила на строительство подходов и их благоустройство порядка 8,5 миллиона рублей.
Городская электричка
На вопрос о перспективах развития «Городской железной дороги» в Минтрансе ответили лишь о планах создания транспортно-пересадочного узла на остановочном пункте «Университет» в Академгородке. К новой платформе построят дорогу, продлят автобусные маршруты (возле нее планируют организовать отстойно-разворотную площадку автобусов) и пешеходную инфраструктуру. Конкретных сроков пока нет — их определят в ЗСЖД.
В 2018 году Анатолий Локоть среди перспективных станций электрички, помимо уже указанных Чемской, Клещихи и Чистой Слободы, называл «Нордмолл» возле Северного объезда в поселке Садовый.
Тогда мэр оценивал общие затраты на новые платформы примерно в 584 миллиона рублей, причем практически вся эта сумма — 520,5 миллиона рублей — приходилась только на Чистую слободу. На Клещиху на тот момент требовалось 8 миллионов рублей, на Чемскую» — 15,5 миллиона, на «Нордмолл» — 40 миллионов.
Неизвестны пока перспективы строительства новосибирского аэроэкспресса. В аэропорту Толмачёво считают, что проектом целесообразно заниматься, если пассажиропоток доходит до 8–10 миллионов пассажиров в год, дорога до центра города занимает час, а расценки на такси составляют в среднем 1 тысячу рублей. Сейчас новосибирский аэропорт уже близок к этим показателям, но заниматься проектом аэроэкспресса всё равно будет ЗСЖД. В компании на запрос НГС не ответили.