22 октября пятница
СЕЙЧАС +7°С

Рублевое шоссе

Коммерческие перевозчики не согласны с планами властей повысить стоимость проезда в транспорте на один рубль

Поделиться

Поделиться

Справка: С 1 января 2011 года областное правительство в соответствии с федеральным законом установило тарифы: троллейбус-трамвай 13 руб., автобус — 14. Частникам установили потолок 15 руб., если они возят пассажиров до 15 км, свыше 15 км — 20 руб. До 2011 года были маршруты внутри города по 16, 20, 25 и даже 30 руб.

Проезд точно подорожает. Министр транспорта НСО уже заявил, что до конца года все перевозчики, включая электротранспорт, автобусы, маршрутки и метро, обратятся в областную комиссию по тарифам с просьбой рассмотреть повышение платы. На компенсацию затрат по льготникам бюджет хочет потратить в будущем году 838 млн руб. В этом году было 592 млн: «Чтобы войти в новый год с базовым тарифом и предусмотреть расходы в бюджете, мы пока заложили рост тарифа на один рубль. Окончательные цифры будут после того, как перевозчики представят свои обоснования. Стоимость ЕСПБ (единого социального проездного билета) увеличится со 150 до 160 руб.», — пояснил министр транспорта НСО Николай Симонов 17 сентября 2012 года на заседании комитета по транспорту областного Заксобрания.

Эксперты, говоря о том нерыночном решении властей, не скрывают, что сначала повышение тарифов могло плохо сказаться на имидже вновь назначенного губернатора Василия Юрченко. Далее недовольные люди припомнили бы повышение во время выборов осенью 2011 года и весной 2012 года. Одних проблем с льготами пенсионеров муниципальным и региональным властям досталось столько, что хоть садись в автобус и уезжай. Но «невидимая рука рынка» все-таки внесла коррективы в работу транспорта.

У Алексея было две «ГАЗели». В 2011 году он свернул этот бизнес и стал простым водителем. «Когда подсчитал, то понял, что эти деньги не стоят таких нервов и затрат. Посыпались проверки со всех сторон и по большей части не по делу», — рассказал Алексей.

Когда я писал статью об аварии маршрутки, которая ехала из Пашино в Новосибирск, жители Пашино жаловались, что в маршрутку теперь можно сесть только на конечной, что «летают» они как самолеты. Места в кабинах автобусов и троллейбусов массово заняли мигранты. Все водители стали работать без отдыха. Один из них, чье имя называть не буду, признался: чтобы заработать 15 тыс., надо рулить не 8, а часов 10–12, ну а зарплату в 25 можно наскрести только за 14–16-часовой рабочий день.

Бывший владелец «ГАЗелей» Алексей предположил, что там, где сегодня пассажиры платят 15 руб., тариф должен быть 20, но это не повысит зарплату простых «водил». Повысится тариф — увеличится план. Прилично, по мнению Алексея, себя чувствуют перевозчики на таких популярных маршрутах, как 45, 63, 29 и им подобных. На грани экономического здравого смысла работают перевозчики в Академгородок, а массово частники, да и муниципалы сводят концы с концами.

Маршрутки не должны ездить дешево, считает генеральный директор ООО «Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1» Надежда Портнягина: «У нас проезд 14, у них 15, в результате у нас пассажиров стало меньше, а они едут сломя голову и битком. Пропал смысл «маршрутного такси».

Если бы у них была цена 20–25 руб., то пассажир бы выбирал, ехать дороже, но с комфортом, или дешевле в автобусе». На вопрос о необходимом для автобусов тарифе Надежда Портнягина высказалась так: 20 руб. для нас было бы хорошо, но перевозчики — заложники бюджета, потому что властям приходится компенсировать льготный проезд.

«Несколько компаний, которые в сумме обслуживают не менее 15% рынка пассажирских перевозок города, должны представить свои расчеты в правительство области. Сейчас с юристами проверяют, насколько велики затраты и издержки компаний. Расчеты будут представлены до конца октября. Затем правительство утвердит новые тарифы, а в силу они вступят не ранее 1 января 2013 года», — рассказал председатель «Транспортного союза Сибири» Валерий Ильенко.

Заявленный министром рубль — это, конечно, мало, считает директор юридической компании «Люди Дела» Кирилл Киселев. Эта компания сейчас занимается проверкой предложений компаний по тарифам. Если брать за результат 1 руб., то получается, что инфляция в стране за 2 года составила всего 5 %. А в 2011 году она была 6,1 %, а с начала 2012-го уже составила 4,9 %.

«Мы не занимаемся «подгонкой» результатов под запросы перевозчиков. Есть объективные показатели. Государство компенсирует перевозчикам далеко не 100 % затрат на льготников, а только 30–40 %. Есть повышение стоимости ГСМ, запчастей и прочее», — поведал Кирилл Киселев и добавил, что методы оценки схожи с аудитом, но поскольку никто никогда в России до 2011 года тарифы на перевозки не регулировал, то это практически уникальная работа.

Сейчас горожанин без льгот тратит на проезд в среднем от 900 до 1500 руб. в месяц. Если тарифы повысят так, как того хотят перевозчики, то разрыв будет от 1200 до 2000 руб.

2013 год будет в Новосибирске предвыборным. В 2014 мы будем выбирать горсовет и мэра. Если тарифы повысить по минимуму, то частные перевозчики, которые возят 60 % всех пассажиров, включая метро, свернут программы модернизации. Для благосклонности банков и выделения кредитов важны простые рыночные показатели — выручка и прибыль перевозчика. И то, и другое будет под вопросом. В результате горожане будут добираться до работы долго, на старых «ГАЗелях» и не под радио «Шансон», а под прекрасные восточные напевы.

Сергей Стюард

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...