
В Новосибирске у школьников и студентов есть возможность стать гидроэнергетиками и работать в одной из крупнейших компаний страны
Фото: РусГидро
Поделиться
В последние годы в России складывается парадоксальная ситуация: предприятия жалуются на дефицит кадров, особенно по техническим специальностям, а молодые специалисты не могут найти работу. Одной из причин этого эксперты называют отсутствие работающих инструментов профориентации школьников. Максимум, на что могут ориентироваться ребята при выборе будущей профессии, — советы родителей. Но достичь успеха можно, только занимаясь делом, которое тебя по-настоящему увлекает, а сотрудник, которому не интересно, не задержится ни на одном предприятии. Мы нашли в Новосибирске успешный кейс, как в компании РусГидро работают со школами, колледжами и вузами, выращивая кадры, которые потом долгие годы работают на ГЭС.
Как заинтересовать школьников
Новосибирская школа № 112 практически ровесница Новосибирской ГЭС. Школу-интернат открыли рядом со всесоюзной стройкой, чтобы учить детей строителей, которые приезжали в город с разных уголков страны вместе с семьями. На одном этаже были учебные классы, на другом — спальные комнаты. После того как ГЭС была построена, учебное заведение преобразовали в обычную общеобразовательную школу. Школа всегда активно сотрудничала с Новосибирской ГЭС, поэтому именно на ее базе РусГидро открыли энергоклассы в Новосибирске в
Программа опережающего развития кадрового потенциала «От новой школы к рабочему месту» РусГидро, утвержденная в 2011 году, включает в себя несколько корпоративных лифтов: школа — сузы, вузы — работодатель. Одна из первых ступеней — обучение в энергоклассах РусГидро. Профильные классы созданы для школьников
Программа обучения в энергоклассах включает занятия по физике, математике, истории энергетики, основам гидроэнергетики, основам технического проектирования, энергосбережению, энергоэффективности и другим дисциплинам. Подготовкой к занятиям в энергоклассе выступают факультативные занятия по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Также ученики посещают экскурсии на Новосибирскую ГЭС и другие энергообъекты. Занятия проводят учителя, преподаватели высших и средних учебных заведений и сотрудники РусГидро. Например, в энергоклассе на базе школы
— Еще в 90-х годах я читал лекции специалистам из разных стран в институте повышения квалификации. Но со школьниками оказалось сложнее — их нужно заинтересовать, зацепить. Я стараюсь объяснять все на жизненных примерах, показывать, как формулы из учебников могут им пригодиться в жизни. Тогда дети лучше запоминают, а знания переходят в умения. Мне самому интересно добиться, чтобы ребята ходили на занятия — это ведь не основные предметы, а дополнительное образование. Хочется передать свои знания и опыт, поэтому я рад, когда дети остаются после уроков и что-то спрашивают, иногда можем по часу с ними сидеть. Я считаю, если я смог хотя бы полкласса увлечь, значит, это для них полезно, — рассказывает Андрей Гисматулин.

Фото: РусГидро
Поделиться
По словам директора школы № 112 — почетного работника общего образования Вадима Платонова, РусГидро активно поддерживает проектную и исследовательскую деятельность школьников в области альтернативной энергетики. ГЭС помогает реализовать экологический проект «Зимние сады Сибири» и готовить команду школьников к инженерным соревнованиям «Солнечная регата», которые проводятся на лодках, работающих на солнечной энергии. Ученики сами проектируют и собирают такие плавсредства, занимают призовые места в соревнованиях в России и за рубежом. Также наставники, сотрудники ГЭС, помогают в подготовке школьников к инженерному чемпионату CASE-IN. Ученики энергоклассов не раз становились призерами и победителями школьной лиги чемпионата и других всероссийских и международных конкурсов: они получили Гран-при Общероссийской конкурсной программы «Энергия старта» и международную энергетическую премию «Глобальная энергия» в Санкт-Петербурге.
Вадим Платонов, директор школы
Энергоклассы — не единственная форма сотрудничества со школами. В школе села Легостаева в Новосибирской области РусГидро помогло открыть экологическую лабораторию, где проводятся уроки химии и дополнительно занимаются дети, увлеченные проблемами окружающей среды.

Опыты в экологической лаборатории дают возможность школьникам получить максимальное представление о состоянии окружающей среды
Фото: РусГидро
Поделиться
— Раньше мы с учениками делали экологические проекты, но только теоретические. А сейчас можем исследовать с помощью реактивов образцы почвы, воды, сморим, как изменилась природа из-за антропогенной нагрузки. Дети видят своими глазами то, что раньше могли только прочитать в учебнике. «В районе больше нет таких лабораторий», — говорит руководитель экологической лаборатории, учитель биологии и химии МКОУ «Средняя школа села Легостаево» Галина Мишенина.
Выбирают лучших
РусГидро уделяет большое внимание поддержке одаренных детей, которые интересуются энергетикой, и помогает им реализовать свой потенциал. Ежегодно в разных регионах страны проводится летняя энергетическая школа ПАО «РусГидро» (ЛЭШ). Участники ЛЭШ — школьники

Изучать работу возобновляющих источников энергии лучше всего, собирая их прототипы своими руками
Фото: РусГидро
Поделиться
В сентябре 2021 года региональная энергошкола прошла на базе новосибирского центра выявления и поддержки одаренных детей «Альтаир». Педагоги школы
РусГидро проводит профильные смены во Всероссийских детских и образовательных центрах «Сириус», «Океан», «Орленок», «Смена» уже шесть лет. В рамках тематических смен проходят проектные модули и лекции. Эксперты РусГидро знакомят школьников с профессиями в энергетике, стимулируют их интерес к научной и изобретательской деятельности. На профильной смене в образовательном центре «Океан» осенью

Экскурсии на действующую ГЭС – часть образовательного процесса, который повышает интерес подрастающего поколения к развитию гидроэнергетики страны
Фото: РусГидро
Поделиться
Для поддержания интереса к профессии ежегодно РусГидро проводит отраслевую олимпиаду по физике «Энергия образования» для школьников
Растят чемпионов-электромонтажников
Следующий этап корпоративного лифта — отраслевые колледжи. Сотрудники Новосибирской ГЭС ежегодно входят в состав государственной экзаменационной комиссии Новосибирского промышленно-энергетического колледжа (НПЭК), участвуют в подготовке учащихся к региональным соревнованиям по стандартам WorldSkills и проводят тематические уроки по энергосбережению и энергоэффективности в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче. Энергетики приглашают студентов на экскурсии по гидроэлектростанции, они ежегодно проходят на ГЭС производственную практику. На базе лабораторий и оборудования колледжа гидроэнергетики проводят занятия по подготовке команд воспитанников МКУ «Центр «Созвездие» для участия в корпоративном чемпионате РусГидро WorldSkills Russia Juniors в компетенции «электромонтаж». Центр «Созвездие» помогает детям, оставшимся без попечения родителей, в социализации, профориентации, подготовке к самостоятельной жизни. Благодаря помощи волонтеров РусГидро эти дети имеют возможность познакомиться с энергетической отраслью, освоить навыки работы с энергооборудованием. Воспитанники центра неоднократно участвовали в корпоративных чемпионатах РусГидро WorldSkills Russia Juniors и занимали призовые места. На чемпионате WorldSkills в Хакассии они заняли первое место, выполнив монтаж и наладку схемы силового и осветительного электрооборудования.
«У нас есть примеры воспитанников центра, которые поступили в электромонтажный колледж», — делится директор МКУ «Центр «Созвездие» Ольга Шугаева.
Проектная команда из студентов НПЭК, воспитанников МКУ «Центр «Созвездие» и учеников энергокласса школы
Помогают поступить в профильные вузы
НГТУ активно сотрудничает с региональными компаниями, чтобы готовить востребованных на рынке специалистов и помогать студентам найти работу по специальности. Для факультета энергетики стратегическим партнером стало ПАО «РусГидро»: выпускники НГТУ работают на Новосибирской ГЭС и в других филиалах холдинга.
Декан факультета энергетики Анастасия Русина рассказала, что до конца года в вузе при поддержке РусГидро откроется лаборатория автоматики энергосистем. Студенты будут заниматься исследованием и разработкой управления агрегатами гидростанции, выполнять опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. На базе лаборатории учащиеся будут вести проектную деятельность, писать дипломные и курсовые работы. Также

Под руководством опытных наставников-гидроэнергетиков школьники реализуют проекты, приносящие реальную пользу: пешеходный переход оснащен системой освещения и регулируется светофором, получающими электроэнергию от солнечной электростанции
Фото: РусГидро
Поделиться
— Наши студенты каждый год участвуют в конкурсе выпускных работ «Энергия молодости», который проводит РусГидро. Несколько лет назад моя дипломница входила в пятерку лучших по стране, ее приглашали на финал в Москву. На третьем курсе студенты нашего факультета проходят летнюю практику на энергетических предприятиях. Около 10 человек каждый год принимают Новосибирская и Саяно-Шушенская ГЭС. Некоторых учащихся замечают и приглашают на работу после практики, — рассказывает Анастасия Русина.
Выпускник энергокласса школы № 112 Константин Павленко в этом году поступил на энергетический факультет НГТУ.
— Учиться в энергоклассе было интересно и полезно. В первую очередь мне понравилась заинтересованность РусГидро: они действительно хотят получить хорошие кадры, и прикладывают для этого много сил. Очень много времени сотрудники ГЭС посвящали нашей подготовке к инженерным соревнованиям: часами сидели с нами, решали кейсы, объясняли, если что-то непонятно.
Первым мероприятием, где я участвовал, стала «Солнечная регата» в Великом Новгороде. Там наша команда заняла третье место. Потом мы ездили на европейский чемпионат Solarbootregatta в Германию, где участвуют не только школьники, но и взрослые. Два раза я прошел отбор в летнюю энергетическую школу. Также я был в команде, которая заняла первое место на инженерном чемпионате CASE-IN. За свои достижения я получил дополнительные баллы, которые помогли мне при поступлении в НГТУ, — поделился Константин.