Новосибирский Роспотребнадзор выиграл прецедентное дело против сети магазинов «Пятерочка». Впервые торговую сеть успешно преследуют в судебном порядке за неправильные ценники, стоимость товара на которых ниже, чем выбиваемая на кассах. Однако «Пятерочка» — далеко не единственный нарушитель. В аналогичных проступках были замечены почти все ведущие торговые сети города. Некоторых из них тоже ожидают иски. Ритейлеры уверяют, что в условиях роста цен на продукты гарантировать безупречную легитимность всех ценников почти невозможно. Эксперты полагают, что супермаркеты просто плохо стараются.
20 марта Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области сообщило о выигрыше судебного иска против сети магазинов «Пятерочка». Как отмечается на официальном сайте Управления, покупатели неоднократно жаловались в Роспотребнадзор на несоответствие в «Пятерочках» указанных в ценниках цен на товары ценам, которые пробиваются на кассе. Фактически информация о ценах на продукты занижалась. «Анализ обращений граждан показал, что это несоответствие носит систематический характер и нарушает права потребителей на информацию о товаре, предусмотренные ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», — резюмировали в Роспотребнадзоре.
В итоге надзорный орган обратился в суд, требуя, чтобы действия «Пятерочки» были признаны противоправными, а сама компания привела в соответствие ценники и реальные цены на товары. Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора в полном объеме. При этом «Пятерочку» обязали в десятидневный срок после вступления решения в законную силу довести его до сведения покупателей.
В «Пятерочке» наличие проблем с ценниками признали. Коммерческий директор сети Роман Загуменный сообщил НГС.НОВОСТИ, что несоответствие цен в торговом зале и стоимости товара на кассах действительно имело место быть. «Это обычный человеческий фактор, и мы не единственные — можно посмотреть форум «Супермаркеты» на НГС», — добавил топ-менеджер сети. Господин Загуменный отметил, что он лично сталкивался с подобными проблемами в таких новосибирских сетях, как «Холидей» и «Гигант» и даже в недавно открывшемся «Ашане».
То, что «Пятерочка» — далеко не единственный нарушитель, согласны и в Роспотребнадзоре. Сейчас аналогичный иск рассматривается в отношении сети электроники «Эльдорадо», сообщила Валентина Миронова.
«В таких случаях подается заявление о защите законных интересов неопределенного круга лиц», — пояснила глава потребительского отдела. Причем до судебных исков против торговых сетей в таких случаях дело доходит далеко не сразу, подчеркивают в Роспотребнадзоре: «Были административные санкции, штрафы, предписания. Но жалобы продолжали поступать, причем эти жалобы подтверждались».
За небрежное отношение к ценникам в Роспотребнадзор жаловались и на такие известные сети, как АЛПИ и «Холидей».
Роман Загуменный полагает, что единственный способ уйти от проблемы — это электронные ценники, напрямую подключенные к базе данных магазина. «Пока в Новосибирске их нет ни у кого», — констатирует ритейлер. В новосибирской «Пятерочке» с ее номенклатурой в 9000 позиций пока уповают на труд человека и на созданную службу стандартов качества, которая проверяет в том числе и ценники. Проблема усугубляется, по словам Романа Загуменного, из-за быстрого роста цен: «Они меняются практически каждую неделю. Яйцо сейчас будет каждые три дня расти в цене, так как впереди Пасха».
Хлеб, молоко, растительное масло, курица, яйцо — это те товары, которые могут дорожать быстрее, чем сотрудники магазинов будут менять бумажные ценники на них.
В случае, если покупатель обнаружил, что на кассе с него взяли больше, чем ожидалось, в Роспотребнадзоре советуют обратиться к администрации магазина, потребовав продать товар именно по той цене, которая выставлена в торговом зале. Правда, если магазин откажется это сделать, убедить его можно будет только через судебный иск — полномочий отобрать деньги у магазина и вернуть их покупателю у надзорных органов нет. Они могут лишь оштрафовать торговую площадку за обман потребителя — до 2000 рублей с должностного лица и до 20 000 рублей с магазина.
Эксперты называют неуместным фатализм торговых сетей, полагающих ошибки в ценниках неизбежной частью своего бизнеса. «Такая точка зрения совершенно не оправдана, поскольку речь идет о преступлении, — подчеркивает бизнес-консультант по управлению центра «Харизма» Нелли Власова. — Существует целая система санкций, которые применяются в таких случаях. Возможно, что иногда подобные вещи происходят по забывчивости продавца. Однако чтобы исключить саму возможность подобного, руководитель должен говорить сотруднику о том, какие именно последствия грозят компании в этом случае. Она рискует не только штрафными санкциями, но и потерей репутации, и как следствие, потерей потенциального клиента, что в наше время куда более чревато».
Петр Малков, Константин Пономарев
Фото gazeta.sebastopol.ua, bel.ru