Кооператив фермеров «Калина-Малина» появился в Кемерово в 2014 году — сначала это был отдел фермерской продукции, теперь бренд объединяет под своим названием 49 торговых точек по Сибири, 13 специализированных отделов, интернет-магазин и фермерское кафе.
Владеет «Калиной-Малиной» Артем Волков — сын владельца кемеровского бренда мясных изделий «Крестьянское хозяйство Волкова А.П.» Анатолия Волкова. Сегодня представители «Калины-Малины» называют отношения между организациями «дружбой», именно она, по-видимому, привела к открытию 21 апреля в ТЦ «Амстердам» совместного магазина. Отдел на входе торгует фермерской продукцией от «Калины-Малины» (сыры, молоко, мед, крупы, кондитерские изделия), дальний отдел торгует мясом под брендом «Волков».
Вся продукция делается на территории СФО преимущественно из сибирских продуктов (за исключением абрикосов и апельсинов, которые здесь не растут).
«Все пошло с нашего мясного предприятия. Мы входим в один холдинг, и ребята сами понимают, как крутятся деньги. Как только у тебя увеличивается расстояние, у тебя увеличивается стоимость конечного продукта и количество посредников. В конечную цену товара попадает много лишних людей, мы не хотим, чтобы плодились дилеры. Есть ребята, которые торгуют из Сочи, — они столько тратят на логистику, зачем это нужно? Найдите здесь рукастого человека, который будет все делать из местных продуктов», — объясняет идею руководитель по маркетингу «Калины-Малины» Андрей Шавнев.
В «Калину-Малину» может обратиться любой мелкий фермер, условия входа в кооператив — натуральное производство, которое не вредит окружающей среде, никаких связей с холдингами, сибирская локация и оформленное юрлицо. По правилам, любому продукту дается 3 месяца на полке, потом компания уже решает — продавать ли его дальше или нет. Средняя наценка — 30 %, говорят в компании, цену на свои продукты фермер устанавливает сам, и фирма, по их словам, ее никак не регулирует.
На каждом продукте в «Калине-Малине» написано, кто именно его сделал. 250 мл вишневого йогурта из козьего молока от маслянинского фермера Сергея Зыбина стоят 61 руб., охотничий батон с углем, который фермеры Ольга и Николай Кирдяшовы делают в поселке Новостройка в Кемеровской области, стоит 60 руб. 470 г гуляша из бобра от Ивана Меняйлова из поселка Тальменка Алтайского края стоят 490 руб. (т.е. практически по рублю за грамм), а семена пищевой конопли от Ивана Пятницы из Барнаула стоят 115 руб. за 150 г. В списке «Калины-Малины» уже очень много позиций: в нем есть домашняя тушенка, бездрожжевая выпечка, козья продукция, чаи, грибы, яйца, напитки, замороженные полуфабрикаты и др.
Известный новосибирский сыровар Константин Томилин считает, что в выгоде от сотрудничества с таким разветвленным предприятием он ничего не теряет. «Я могу делать сыр, но торговать должны организации, магазины. Есть люди, которые делают, есть те, которые продают, — если организовывать свою систему продаж, то это сложно, а здесь условия очень неплохие. Многих производителей волнует расчет и стабильность — тут есть и то, и другое. У них есть небольшая надбавка, процентов 30, по моим ощущениям», — заметил он в разговоре с корреспондентом НГС.БИЗНЕС.
Сегодня Томилин занимается только сыроварением, его производство перерабатывает 50 литров молока в день. При 100 литрах, по его мнению, выручки хватит на «нормальную зарплату» (20–30 тыс. для помощника) и на вклад в «небольшой фонд развития». Большим бизнесом это можно будет назвать уже при 200 литрах, уверен Томилин.
Шавнев говорит, что сыр Томилина сегодня — один из самых дорогих продуктов кооперации (1600 за 1 кг), но люди его все равно активно покупают. «Люди покупают один раз, чтобы попробовать, и остаются с человеком навсегда. Доходит до смешного — люди требуют только молоко с синей крышечкой, потому что попробовали его на дегустации», — говорит он о спросе.
Сегодня с «Калиной-Малиной» сотрудничают 14 новосибирских фермеров, они варят сыры, делают другие молочные продукты, пряники и злаковые батончики. В случае, если фермер расширяет хозяйство и начинает сотрудничать с сетями, компания с ним прощается — это принципиальная позиция. «У сетей есть ограничения, надо делать больше, ориентироваться на цену, в этой ситуации человек начинает делать хуже, нам это уже не очень интересно», — говорит Шевнев.
Крупные ритейлеры со скепсисом относятся к долгоиграющим планам «Калины-Малины» и не видят большого спроса на фермерские продукты у аудитории супермаркетов. «Мы не считаем их конкурентами, потому что мы работаем на массовом рынке, а у них нишевой продукт. Мы пока еще не нащупали у себя понятную структуру спроса, как в Москве, чтобы это развивать», — говорит представитель «Сибирского Гиганта» Мария Бей. По ее мнению, ритейлерам стоит обратить внимание не на работу с фермерами, а на собственное производство экопродуктов.
«Стабильного предложения, качества и объемов для сетей пока нет. Фермерам необходимо объединяться, как совхозам, но точечно и несистемно работать не получится», — уверена она.
Фото автора