В 2014 году в Новосибирске начнется подготовка к внедрению системы единого билета, а через 2–3 года с его помощью можно будет ездить на разных видах общественного транспорта. В результате проезд подорожает, кондукторы лишатся работы, но пробок на дорогах станет меньше, предсказывают эксперты. Каким будет билет будущего и как он повлияет на жизнь горожан — в материале НГС.НОВОСТИ.
Новосибирск вплотную подошел к созданию системы единого билета, который будет работать в разных видах транспорта, объявил исполняющий обязанности мэра Новосибирска Владимир Знатков на встрече с журналистами. «Доехал на метро человек, передвинулся на левый берег — пересел [на автобус]», — изложил и.о. мэра принцип работы единого билета, добавив, что его действие будет ограничено по времени. В результате новой системы можно будет разбивать длинные маршруты, ведущие с одного берега на другой. Это, в свою очередь, разгрузит мосты — особенно в этом нуждается Октябрьский (Коммунальный).
С чего начнется внедрение системы в Новосибирске, г-н Знатков не уточнил, но дал понять, что в перспективе появление единого билета поможет мэрии реформировать транспортную сеть. Люди будут доезжать до метро, спускаться в подземку, а потом снова пересаживаться в автобус — билет будет действовать на всех видах транспорта. Все платежи за проезд будут стекаться в единый расчетно-кассовый центр. «По идее, человек может прийти с карточкой [в транспорт, оплатить проезд], деньги поступили в единый расчетный центр, потом распределились. У нас в ЖКХ такое происходит», — обнадежил Владимир Знатков.
Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев объяснил, что о запуске в продажу единого проездного в 2014 году речи пока не идет. Систему начнут внедрять издалека. В этом году около 50 трамваев и троллейбусов переведут на бескондукторную систему работы. В салонах троллейбусов № 5 и 13 и трамвая № 13 установят по 5 терминалов — к ним можно будет поднести пластиковую карту, чтобы оплатить проезд. Заместитель мэра Валерий Жарков добавил, что в продажу единые билеты поступят только после того, как пассажиры научатся оплачивать проезд самостоятельно, а это произойдет через 2–3 года, предполагает чиновник.
«Единый проездной невозможно будет приобрести у кондуктора из сумки, это финансово защищенный документ, возможно, он будет на электронной карте или в мобильном телефоне», — поделился Валерий Жарков. Таким образом, предполагается, что за наличные билет купить будет нельзя.
Рассчитывать единый тариф будет областной департамент по тарифам, но в качестве примера стоимости одного «комбинированного» билета вице-мэр привел сумму в 30 руб. Если взять за точку отсчета именно эту сумму, получается, что житель Новосибирска, который добирается на работу с левого берега на правый с двумя пересадками, сэкономит 21 руб.
Однако в часы пик пассажир рискует не успеть проехать весь маршрут, если время действия билета будет менее 2 часов, подсчитала корреспондент НГС.НОВОСТИ, опираясь на рассказы перевозчиков. Тогда ему придется оплачивать оставшееся время поездки дополнительно.
Такие примеры есть: утром автобус № 6 (1260) движется с Затулинки до сада Дзержинского в среднем 3–3,5 часа, как минимум 2 из них он проводит на левом берегу — едет до площади Маркса.
Перевозчики восприняли перспективу запуска единого билета без восторга. «Сначала пусть они объяснят, как будут рассчитываться с нами. Мы и так возим по всем видам проездных — и рассчитываются с нами, грубо говоря, не сразу, а через 1,5–2 месяца», — обеспокоен директор ООО «БелМарс» (автобусы № 5 (1150), 97 (1197), 39 (1239), 43 (1243)) Сергей Фурсов. Директор ООО «Магистраль-Авто» (автобусы № 6 (1260), 29 (1029), 32 (1232)) Валерий Гребенщиков считает, что о сокращении кондукторов говорить преждевременно. На его маршрутах 55–60 % пассажиров платят наличными — электронными картами пользуются неохотно.
Представители транспортных предприятий отметили, что согласие подключиться к системе единого проездного, в конечном счете, будет зависеть от суммы, которую власти будут перечислять за одного пассажира. Если она будет меньше действующего тарифа в 17 руб., который и так слишком низок, перевозчикам придется работать себе в убыток — многие уйдут с рынка.
Другие эксперты оценивают введение единого билета позитивно. Внедрение новой системы оплаты благотворно скажется на ситуации на дорогах, считает главный конструктор бюро «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин. Пассажиры получат возможность пересаживаться с одного транспорта на другой без оглядки на сумму, а мэрия, в свою очередь, сможет рационально перекроить транспортную схему. Это разгрузит центральные магистрали и Октябрьский мост — пробки здесь станут меньше.
Автобусы перестанут устраивать гонки на дорогах и подолгу простаивать на остановках, если итоговую сумму, которую перевозчики получат от мэрии, поставить в зависимость от их работы, предполагает эксперт.
По его мнению, стоимость одной поездки должна вырасти с 17 руб. до 25–30 руб., иначе не окупятся затраты в инфраструктуру, ведь терминалы для продажи проездных и считывания карт нужно поставить на каждой остановке и в автобусе.
Михаил Никулин напомнил — подобная система действует и в большинстве крупных городов Европы. В терминалах на остановках можно купить проездной выходного дня, на 2 часа, на сутки или разовый. Есть виды билетов на семью из 3 человек, на компанию друзей и другие. Пассажир прикладывает карточку к считывающему устройству в автобусе и получает чек, на котором отображаются списанная сумма и время поездки. Чек могут проверить контролеры.
В Новосибирске стоит взять за основу европейский опыт, но возможность купить билет в салоне за наличные обязательно должна сохраниться, настаивает он.
Дарья Староверова
Фото РИА Новости, Евгений Биятов