NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

с-з.

763мм 37%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Здоровье интервью «С низким интеллектом к нам не приходят»: кто и зачем учится в медколледже ради зарплат в 30 тысяч — интервью с директором

«С низким интеллектом к нам не приходят»: кто и зачем учится в медколледже ради зарплат в 30 тысяч — интервью с директором

Алексей Пилипенко объяснил, почему за цифровизацией образования будущее даже в медицине

В прошлом году медицинский колледж отметил 90-летие. Его новый руководитель Алексей Пилипенко показал, что нового есть в учреждении

В 2021 году Новосибирский медицинский колледж отметил 90-летие. Пышное празднование пришлось отменить из-за коронавируса. Но уже в начале этого года его новый руководитель Алексей Пилипенко специально для НГС провел экскурсию и показал, что в каком состоянии учреждение встретило важную дату. Он рассказал, почему зарплата фельдшера и медсестры в 30 тысяч рублей — это справедливо, поступают ли в колледж те, кто просто не смог добрать баллы в вуз, что делать с кадровым голодом и как коронавирус изменил образование даже в медицине.

Куда самый большой конкурс и почему

В колледже несколько лет назад оборудовали современные мастерские для практических занятий. Также здесь проходят соревнования WorldSkills

Какие специальности сейчас самые востребованные? Куда самый большой конкурс?

— У нас семь направлений. Востребованность и конкурс — немного разные вещи, конечно. Самый большой конкурс у нас всегда был на «стоматологию ортопедическую», то есть на обучение на зубного техника. Даже когда я поступал в 1992 году, у них всегда был большой конкурс. Сейчас более 10 человек на место даже на коммерческой основе. И среди них самый большой отсев, потому что есть вступительный экзамен — лепка. У нас преподаватели очень строгие в этом плане.

Зубной техник — специалист в стоматологии, который изготавливает зубные протезы и работает в тесном сотрудничестве со стоматологом-ортопедом.

Как бы ни просили родители, сами дети. Приходят — аттестат 5.0, а он не может сдать лепку. И начинаются разговоры: «Да я научусь рисовать». Ну нельзя это сделать, если никогда это не делал. Востребованность у зубных техников очень большая — ими мы полностью перекрываем и муниципальное, и коммерческое звено. Сейчас, конечно, один зубной техник может легко обслуживать 10 стоматологов, учитывая цифровизацию. Поток изделий резко возрос по сравнению с тем, когда они делали это руками.

И два титана у нас есть — сестринское и лечебное дело. Первое — это медицинские сестры, второе — это фельдшера и самый большой по длительности обучения курс в 3 года и 10 месяцев. Те, кто идет на ФАПы, скорую помощь, в поликлиники.

Вы считаете правильным, что фельдшеры берут на себя и функции терапевтов в поликлиниках?

— Да. И то, что это эффективно, показала практика. Главный врач поликлиники № 1 забрал 18 наших фельдшеров три года назад. Один из первых так сделал. Он посадил их терапевтам на помощь. Например, вы идете в вуз и вам нужна справка, что вы здоровы. Нужно ли посещать именно терапевта? Записаться, сидеть в очереди, ждать, причем вместе с теми, кто сейчас болен. А так можно прийти к фельдшеру и сделать документ.

Или ребенку в садик нужна справка. Или пациент имеет хроническое заболевание — сахарный диабет. И он на протяжении 10 лет ходит за одними и теми же рецептами. Это может сделать фельдшер? Может.

Вы заболели ОРВИ, уже выздоравливаете, терапевт сказал сдать контрольный анализ крови и, если всё хорошо, выписываться с больничного. Сдали, всё хорошо. Вы приходите, фельдшер также вас осматривает, слушает и закрывает больничный.

А терапевт сможет больше уделить внимания первичным пациентам. Каким-то остро возникшим ситуациям. У него больше времени будет пойти по вызовам и уделить внимание на участке. И это нравится фельдшерам. Зачем они учатся почти четыре года, чтобы потом ничего делать? Все довольны. Особенно пациенты, потому что увеличивается качество помощи и ее доступность.

«Нельзя сказать, что к нам приходят люди с низким интеллектом»

В мастерских студенты отрабатывают практические навыки. На этом фото они учатся правильно переворачивать пациента и пользоваться специальной кроватью

Кто и почему ваши основные абитуриенты? Насколько они образованы — сколько хорошистов и отличников? Некоторые считают, что если ты поступил в колледж, то тебе просто на вуз не хватило знаний.

— Откуда это пошло — для меня загадка. Медицинский колледж — это не то место, где получится просто отсидеть два года. Если у тебя нет определенного уровня интеллекта и желания заниматься, то ты просто не вытянешь программу.

Медицина развивается, она вынуждена это делать, потому что есть новые заболевания, требования. Если раньше лаборанты считали в микроскопах эритроциты, то сейчас это автоматизированные системы. Если лаборант не хочет учиться этому или ему не позволяет уровень интеллекта, то он не сможет здесь учиться.

Конкурс, который идет к нам, даже на самые большие факультеты — на фельдшеров и медсестер — это в среднем три человека на место. Лаборатории получили всплеск своего развития, в том числе и технического, из-за ковида, и конкурс на эту специальность стал 4 человека на место.

И если брать аттестат наших абитуриентов, то в 90% случаев — это хорошисты. Поэтому нельзя сказать, что сюда приходят люди с низким интеллектом, которые не устроились в институт и куда-то запихнулись лишь бы переждать. Такие отсеиваются, как правило, на конкурсе.

Я за то, чтобы у нас работала европейская система образования. У них для того, чтобы поступить в вуз, ты должен пройти через колледж. Это дает дополнительный отсев. Сокращается часть предметов в вузе, потому что их забирает на себя колледж.

У нас примерно 20% медсестер и фельдшеров в городе имеют высшее образование, но работают в медицине. А среди именно медсестер цифра доходит до 30%. В моем отделении в стационаре есть медсестра, которая окончила Нархоз. Есть те, кто окончил Сибирскую академию госслужащих, НГТУ — классные же вузы. Но они работают медсестрами.

И здесь уже будет, наверное, моя личная философия. Я убежден, что можно получить какое угодно образование, но медицина — это призвание. Ты либо в ней, либо нет. И многие пытаются уйти, начинают даже работать по новой специальности, но потом всё равно возвращаются. Это же как жить с нелюбимым человеком. Каждое утро просыпаться, и тебя тошнит от него, какой бы он ни был красивый. Ты просто его не любишь. Так и с работой.

И люди возвращаются на меньшие деньги и счастливы. Потому что нельзя работать даже за большие деньги, если тебе это не нравится. Это касается медицины и педагогики. Ты либо это любишь, либо нет.

На манекене можно тренироваться делать всё — от оказания первой помощи до инъекций

Какое соотношение мальчиков и девочек среди абитуриентов?

— Насчет мальчиков и девочек. На сестринском и лечебном деле около 20% — мужской коллектив. В акушерстве и фармации — 10%. В стоматологии — 50 на 50. И девчонки там больше с мужским складом ума. По сути, это графический дизайн. В среднем у нас 2 мальчика приходятся на 8 девочек. Но мне кажется, что они никакого дискомфорта не испытывают. (Смеется.) Всё зависит от девчонок, конечно. Есть вон какие активные.

В Новосибирске 80% — жители города. Почти 90% области — это Бердск и Искитим. И 5% — это жители иностранных государств. В этом году мы набрали в Искитиме группу из 24 человек из Северного Казахстана. Из других городов приезжают ребята.

Какой процент отчисления и из-за чего они происходят?

— Обычно отчисляются 7–8% студентов. По собственному желанию — где-то 6%. Самый большой отсев идет на первом курсе и половине второго. Многие из них думают: «А училище — это так себе, похожу да диплом получу». А с них начинают требовать по полной программе и дают реальные занятия. И у нас очень толстые и очень серьезные учебники.

Разные бывают причины. Я стараюсь не отчислять ребят, которые попадают в трудную жизненную ситуацию. Родственник заболел, например, если. Даем академический отпуск. Наши волонтеры помогают в таких ситуациях. И всего 2–3% — это люди, которые действительно не успевают по программе. Я против того, чтобы кого-то тянуть. Научить нельзя, а научиться можно.

Выпускать низкообразованных медицинских работников — это недопустимо, потому что от их действий зависят жизни людей. Я могу прекрасно прооперировать пациента, но если медицинская сестра не исполнит мои назначения, а санитарочка не поддержит нужный уровень чистоты, то пациент погибнет из-за того, что не делается то, что должно.

«Больше половины выпускников идут именно в госбольницы»

В мастерских студенты тренируются друг на друге, но уже после первого курса будущие медсестры отправятся на практику

Разница в зарплате между фельдшером и терапевтом достаточно ощутимая. На какую зарплату может рассчитывать ваш выпускник? Например, средняя зарплата медсестры в 2021 году составила чуть более 30 тысяч рублей, а фельдшера — 27 тысяч (по данным Росстата). Насколько это соответствует реальности?

— Уровень ответственности между врачом и фельдшером разный, как и объем работы. То, что дозволено врачу, далеко не всё дозволено фельдшеру. Если говорить про город, то терапевт берет на себя всех первичных: какие-то острые ситуации, отмену и назначение терапии, отправку в стационар, продление инвалидности и т. д. Фельдшер такие функции на себя не возьмет.

Каждый, даже маленький, шаг врача может нести очень большие последствия, и это большая ответственность. Мы в медицине не получаем зарплату за то, что, например, как у грузчиков, — перенесли сто мешков цемента. Уровень ответственности нельзя измерить килограммами.

Больше получают там, где сложнее работать. Это было, есть и будет. Есть специальности среднего специального образования, где работать сложнее. Возьмем любой федеральный центр — клиника Мешалкина, НИИТО, федеральный центр нейрохирургии. Там, где оказывается высокотехнологическая помощь. Там работать в разы сложнее. И не все это выдерживают. Но и зарплата там больше на и в несколько раз, чем средняя.

Есть медсестра, которая работает в регистратуре (я нисколько не уменьшаю значимость их работы), а есть медсестра-анестезист, которая должна знать ход операции, какой наркоз дается, как его закончить, действие всех лекарственных препаратов. Конечно, у нее зарплата выше 40 тысяч рублей.

Мы тестируем своих выпускников после экзаменов. Первое, что говорят: нам важно, чтобы работа была близко к месту проживания, на втором месте — благополучный и благоприятный психологический климат и возможность профессионального роста. И только на третьем месте заработная плата. Когда спрашиваем про уровень зарплаты, это не вранье, я сам видел. 85–86% говорят про желаемый уровень 35–40 тысяч рублей.

Запросы наших студентов работодатели перекрывают. Практически 100% учреждений попадают в эти пределы. При этом от 50 до 75% наших выпускников уходят в государственные учреждения.

Почему? Разве в частной медицине не больше платят?

— В частном секторе ты заработаешь больше, но работать ты будешь дольше и объем работы будет больше. Руководитель любой частной компании очень хорошо считает деньги. Он не будет платить тебе за высиживание часов — только за конкретный объем работы.

Ты, например, работаешь ассистентом стоматолога, медсестрой — через тебя пройдет 20 пациентов, вот и получишь ровно за 20. А если отработаешь смену в 8 часов, а пройдет 3 пациента, то получишь именно за 3 пациентов. И далеко не все наши выпускники, да и врачи задерживаются в частной медицине. Интенсивность труда больше, ответственность возрастает, гарантий по зарплате меньше. И не каждый может позволить себе работать с 8 утра до 8 вечера.

Вы заходите в частный центр и уже начинаете платить. Стоимость бахил тоже уже заложена в прием. Народ в частный центр идет в большей степени не за качеством услуг, а за лакшери, улыбкой, красивыми стенами. Но мое мнение, что лечат не стены и внешний вид, хотя это важно, а тот, кто лечит. И это даже не аппаратура.

Но люди идут в частный центр и за доступностью. Вы, видимо, давно не пытались к терапевту попасть...

— Раньше я мог сходить за справкой к терапевту и за 15 минут. Сейчас интенсивность работы возросла не на, а в разы вообще на всю систему. Но во всём нужно видеть и плюсы, и минусы. Ковид — это плохо. Он нам показал все проблемы, которые у нас были. Кадровый дефицит был всегда, и 100% он будет. Только когда увеличилась интенсивность нагрузки в разы, то это проблема встала более остро. Вот и всё. Не от того, что все убежали или перестали работать. Просто всё это обострилось.

Ковид — это такая встряска медицины, и позволит пересмотреть взгляды на многое. Пересмотреть принципы работы с пациентами, сортировки.

В колледже много разных приспособлений. На фото посуда для людей, которые плохо координируют свои движения. Медсестры должны знать, как ей пользоваться, и уметь научить этому своих пациентов

А как коронавирус повлиял именно на образование?

— Казалось невозможным учить удаленно медработников. Но когда оказалось, что целыми группами и потоками студенты уходили на карантин, то всё это вполне реально. Мы же не можем оставить группу, если там пять человек заболели. Ведь они тесно общаются. Что с ними делать? Минимум на 20 дней вся группа дома.

Очень остро встал вопрос о цифровизации образования. Как показала практика, это возможно, нужно и хорошо. Но к этому не готовы были серверы. Одно дело, когда заходят 10 человек, другое — когда 4 тысячи студентов. Виснет любая система. Мы усилили группу ИТ-специалистов, адаптировали систему под нас. За цифровизацией — будущее. Она не вытеснит практические вещи. Но она делает обучение эффективным, более современным.

Многие медработники сейчас работают в красной зоне и не могут просто выйти оттуда. Или, например, фельдшер в какой-нибудь Усть-Тарке работает вообще один. И приехать сюда на три недели ему и по деньгам накладно, а второй вопрос — кто будет там работать за него в ФАПе? Табличку на дверь придется ему вешать: «Я уехал учиться. Буду через три недели. Не болейте. Ваш фельдшер». И подпись со стрелочкой: «Новосибирск там».

И в этом случае цифровизация очень помогает. Все, что есть в теории, мы ему удаленно даем, а уже на практику на несколько дней он приезжает на интенсив. Проходит через симуляционный центр, учится там с утра и до вечера. То есть тому, что удаленно дать мы не можем.

Третье направление, которое стало особо актуально из-за ковида, — это волонтерство.

Шахматы в виде зубов сделали студенты

Заставляете волонтеров выходить в красную зону?

— Это они меня заставляют... работать. Я только пришел, и посыпались звонки: «Алексей Николаевич, надо сухпаек для волонтеров. Они у нас сейчас в Тогучин поехали, оттуда в Юрт-Оры. Надо бы им поесть. Потом у них акция "Розовая ленточка" в СНТ...» И так постоянно. (Улыбается.) Когда в прошлом году встала остро проблема контроля в аэропорту, у нас туда ушли волонтеры вместе с преподавателями и работали по 24 часа. Их никто не заставлял. Их немного — около 300 человек. Нельзя насильно заставить делать добро, как и любить.

Нельзя, но директор может издать приказ...

— У нас нет ни одного такого приказа: «Обязываю отправить студентов куда-то». Езжайте без меня в канцелярию, вам дадут доступ к приказам. И та же самая ковидная зона предполагает определенный набор навыков. Часть студентов у нас действительно там работает, но это те, кто до этого работал в стационарах, которые перевели в ковидарии.

Многие наши студенты подрабатывают — и я это приветствую. Есть возможность студенту присмотреться к стационару, а стационару к ним. Ты пришел, набираешься опыта, еще и деньги получаешь за это. В мое бы время так!

У нас есть куратор группы, и обязательна беседа с ним, если студент собирается куда-то на практику, тем более в ковидарий. Многие горят: «Вау, это интенсивная работа. По уши в работе. Как круто». Это, конечно, постоянный медицинский экстрим, который еще и оплачивается отдельно. Но нужно понимать и риски такой работы.

«Чего боится человек в медицине? Неизвестного»

В мире постоянно придумывают новые приспособления для ухода за пациентами. В руках директора вещь, которая помогает надевать человеку носок самостоятельно

Мы посмеялись на тему сельского фельдшера, который, по сути, самый главный человек на селе. Насколько ребята готовы становится такими людьми? От одного человека там зависят сотни жизней.

— У нас много ребят учатся из области. И их всегда страшило не то, чтобы вернуться обратно на родину, а груз ответственности, который на них ляжет, потому что они там, в этом селе, будут одни. Мы даем им возможность боятся меньше.

Чего боится человек в медицине? Неизвестного. А вдруг придет человек с неизвестным мне заболеванием? Что мне делать? — вот что страшит. Делая более современным образование, практическим мы снимаем эти страхи. Я в свое время увидел пациента впервые на третьем курсе. Два года на табличках, муляжах изучал всё. А наши студенты выходят к пациентам максимально рано. Летом после первого курса медсестры уже выйдут на практику.

Они боятся изоляции. Но сейчас есть такое направление, как телемедицина. И оно реально работает. Это я точно знаю, потому что сам работаю в практической медицине. Там круглосуточные платформы: можешь загрузить фото и видео, и очень быстро собирается команда специалистов, которая чаще всего в очном режиме с тобой взаимодействует. Если понятно, что сам фельдшер не справляется, то есть санавиация, которая, к счастью, в Новосибирской области работает хорошо.

Третья проблема — это зарплата, но есть и материальные стимулы. Программа «Земский фельдшер», например. Специалист получает жилье и денежную компенсацию — сейчас это 500 тысяч рублей. Это не то, что тебя в вагончик или контейнер бросили. А полноценное жилье. Даже если отработал пять лет и решил, что больше не хочет, то такого фельдшера с руками оторвет любое частное или государственное учреждение. Как раз на ФАПе работает тот человек, который делает максимально свой функционал. Его ничто и никто не ограничивает, только рамки профессии и этики, естественно. Это человек, который учится очень быстро и правильно принимает решения. Но многие остаются в селе.

С этого года вышел новый порядок по целевому обучению. Руководитель ЦРБ знает, что ему нужно 10 фельдшеров — нашел ребят в школе, которые приедут учиться к нам, заключает договор. Мы, со своей стороны, тоже всё организуем. И в рамках последнего года обучения я даю им еще и узкую специализацию. И выходит не просто медсестра, а операционная медсестра, например. Приходя на работу, ей не нужно полгода работать и еще столько же ждать аккредитацию. Приходит готовый специалист с сертификатом.

Один из самых болезненных вопросов Новосибирска — это скорая помощь. Почему не задерживаются люди?

— Многие, может, боятся и ответственности, и нагрузки. Точно не зарплат боятся. Когда человек молодой и нет семьи, зарплата для него не стоит на первом месте.

Мы вливаем на практику на скорой в этом году около 70 человек. Это последний курс, им в мае на диплом. Чем вам не усиление? Они готовы. Но лечить в больнице легче, чем в подвале, на дороге, в подъезде. Сейчас мы поняли подход к практике.

Начинается у них интенсивная терапия — 5 дней они занимаются теорией, а на два дня уходят на скорую помощь — на Центральную подстанцию, например. И так блоками. И ребята приходят и говорят: «А я видел то, видел другое». А когда реальным людям ты помогаешь — это такой драйв. Это то, что оставляет людей в медицине. Нужно, конечно, давать им складывать салфетки и катать шарики. Но и больше давать делать руками, чтобы зажечь этот медицинский драйв.

Из-за коронавируса произошел рост количества лабораторий, и им нужны сотрудники. На фото будущие лаборанты изучают образец крови

Сколько ваших студентов остаются в профессии?

— Точно оценить я не могу это. Но в целом, я думаю, что остается 80%.

Почему эти 20% уходят?

— У всех разные причины. Всё равно есть те, кто учится для родителей, хотя я это крайне не приветствую. И чтобы минимизировать это, у нас есть 11 медицинских классов в школах, и мы будем их только увеличивать. Кто из таких медицинских классов приходит к нам, процент ухода из профессии не более 1–2%. Потому что дети реально видят до поступления, что это за профессия.

«Главный врач, сокращающий санитарок и медсестер, — самоубийца»

В колледже для обучения фармацевтов есть своя аптека. В помещении всё как в настоящей аптеке — есть даже коробочки от обычных лекарств. Причем с ценами

Многие говорят, что есть тенденция сокращения младшего медицинского персонала — перевод санитарок в уборщицы, сокращение среднего медицинского персонала. Как вы к этому относитесь? И что с этим делать?

— Я не знаю ни одного главного врача, который бы принципиально, особенно сейчас, в последние два года, сокращал ставки среднего медперсонала. Это просто самоубийца какой-то. Вы что? Если убрать санитаров, то весь процесс встанет. Заказчики услуг (больницы) постоянно нам звонят: «У меня вот пять ставок санитаров, может, кто-то на лето пойдет из ребят работать? Сможешь помочь?»

Раньше любой человек мог прийти с улицы и пойти работать санитаром даже в реанимацию. А это не просто вот так — тряпкой помахать. Нужно знать, как дезсредств разводить, как правильно убираться. После реструктуризации медицины стало по-другому. Нужно проучиться три недели у нас, сдать экзамен и доказать, что у тебя хватит интеллекта разводить дезсредства, которые могут убить не только тебя, но и других людей. И многие ведь не сдали экзамен на санитара.

В общем, я не знаю ни одного здравомыслящего руководителя, который сокращает у себя такие ставки. Есть определенные нормативы. Если будет даже 100 врачей, но на них 10 медсестер, то больница просто рухнет.

Как изменилось отношение к медицинским работникам? Удалось ли поднять престиж профессии?

— Коронавирус кардинально изменил отношение к медикам. Когда медицину вывели в сферу услуг и проявилось отношение современного поколения о том, что «мне все должны», всё пошатнулось. Коронавирус показал, насколько важны медработники. И сейчас профилактическая медицина будет вновь особо востребована.

Самый высокий конкурс и самая высокая востребованность — у зубных техников. Студенты учатся создавать протезы с помощью специальных программ

К вам приходит коллега и просит: возьми моего сына... Как часто сталкиваетесь с тем, что родители пытаются надавить на вас?

— Приемная кампания почти закончилась, когда я стал директором, поэтому не сталкивался с этим. Я думаю, что такие звонки и родители будут, с разным социальным статусом и возможностями. Но даже если это будет стоить мне этого места, я не буду брать людей по звонку или по заказу.

Да, мы видим таких людей в медицине, за которых что-то решали по звонку. Но ничего хорошего из них не получается. За каждым таким человеком стоит жизнь другого.

Я помню, как свой первый укол поставил сестре, потому что она болела пневмонией. Ей было 6, мне 12–13 лет. А первую серьезную реанимацию оказал отцу, когда он умер у меня на кухне. Я сделал всё, что мог, но он умер. Если бы я этого не сделал из-за того, что не обучился как положено, я бы винил себя до самого последнего дня. Поэтому я из принципа вот так брать не буду. Ты должен понимать ответственность.

Какие решения вы как новый руководитель колледжа собираетесь принимать в ближайшее время? Что изменится в колледже?

— Я не буду устраивать революций. Они нужны, когда есть кризис. Сейчас в колледже всё стабильно. Нужно отдать должное предыдущему директору: она собрала колледж в одну структуру с отличным коллективом. Далее нас ждет более глубокая цифровизация обучения, усиление качества образования на разных этапах, а также расширение наших возможностей сетевого обучения.

Я — хирург и буду делать всё максимально быстро и эффективно. Нужно расширение штата преподавателей, и его омоложение. К сожалению, люди стареют, и я когда-то стану старым, поэтому так радею за наставничество. Сейчас люди боятся кого-то готовить за себя. Я не боюсь. Колледж должен работать, даже если меня внезапно не станет. Обязательно должны быть люди, благодаря которым темпы развития больниц, школ, других учреждений не изменятся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления