Улица Коммунистическая (до 1920 года Гудимовская) в начале прошлого века была одной из самых оживленных, а ее отрезок между нынешними улицами Урицкого и Советской до сих пор остается ярким примером купеческой застройки, хотя ее здесь и осталось совсем немного. Редакция НГС выбрала несколько знаковых зданий-памятников (и нет) исторической улицы, чтобы вспомнить их прошлое и рассказать о настоящем.
Дом купца Кагана
Купеческую застройку улицы Коммунистической часто называют «еврейскими кварталами». Здесь на соседних участках в начале прошлого века обосновались видные предприниматели — представители еврейской диаспоры. Часть домов сохранилась до нашего времени. Среди них, например, здание на Коммунистической, 17.
Интересно, что под охрану здание взяли уже перестроенным. Один из первых каменных домов Новосибирска был построен в 1908 году для купца Арона Кагана в стиле классицизм с элементами барокко: фасад одноэтажного изначально дома был богато украшен лепным декором, а внутри даже был свой концертный зал.
Каган на тот момент был видным городским предпринимателем: у него были свои склады и пароходы на пристани, которые перевозили зерно по Оби, сибирский хлеб он экспортировал даже в Европу и поставлял для армии во время русско-японской войны. Это позволило купцу обосноваться в огромном, по меркам того времени, особняке без необходимости сдавать помещения лавочникам.
После революции и установления советской власти дом в 1920 году перешел народному музею, а в 1926 году здание заняли Сибирские краевые союзы потребкооперации — именно для них его и перестроили, лишив буржуазного декора, пристроили крыло и добавили этаж. Из купеческого здание превратилось в конструктивистское — таким его сохранили до наших дней.
Его назначение сохраняется с 1937 года: все это время здание занимает Родильный дом № 1, сегодня — клиника «Мать и дитя» (формально сегодня это столичная компания «Хавен», которая принадлежит расположившейся на Кипре Md Medical Group Investments Plc — ее конечные владельцы скрыты). Хотя, согласно выписке ЕГРН, собственность на него оформлена муниципальная — участок со зданием принадлежит городу. Он сдан в аренду «множественности лиц на стороне арендатора» до конца апреля 2032 года.
Частная клиника обосновалась в купеческом здании в 2005 году, а к 2017-му провела его масштабную реконструкцию, пристроив рядом современное здание и восстановив старое — на работы потратили 1,3 миллиарда рублей.
Дома Мировича и Розенфельда
По соседству с домом Кагана построили здания польский предприниматель Берко Мирович и колыванский мещанин Моисей Розенфельд — сегодня они делят один участок, а в справочниках их объединяют в одно здание. На самом деле, это два деревянных дома, разделенные кирпичным брандмауэром. Одна из версий такого тесного соседства домов — еврейская традиция объединения дворов. Тем более что ни тот ни другой не имели и не имеют парадного входа с улицы.
Дом Берко Мировича — сегодняшняя Коммунистическая, 19 — построили в период между 1900 и 1903 годами. Новониколаевцы знали его как доходный — здесь располагались «Номера Мезенцевой»: одна из первых организаций в городе, где предлагали меблированные комнаты.
В городе на тот момент был бум строительства подобных доходных домов, которые строили весьма зажиточные люди, рассказывал НГС краевед и сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев. Берко Мирович в том же здании держал также ателье готового платья, в котором одевались небогатые мещане.
Основная организация в здании сегодня — школа «Экселенс», которую в 2016 году учредили Александр и Надежда Дмитриевы. По данным «Контур.Фокус», Надежда Дмитриева и сегодня руководит школой, но из частной она превратилась в некоммерческую организацию без конкретных владельцев.
Кроме школы, в здании зарегистрированы редакция литературного журнала «Сибирские огни», общественная организация «Социальное партнерство» — она занимается обустройством экотроп в Новосибирской области, и компания «Масс-Медиа-Центр» — еще одна некоммерческая организация, которая, согласно официальному сайту, «создана с целью формирования условий для проведения эффективной информационной политики в регионах Сибири». Компания пересекается с «Социальным партнерством»: среди ее проектов есть экотропы. Еще один проект — продвигающий традиционные семейные ценности «Крепкая семья. Крепкое село. Крепкая Россия».
Дом на Коммунистической, 21, с кружевом резьбы и резным же солнышком под козырьком, к уже существующему дому Мировича в 1906 году пристроил еще один представитель еврейской диаспоры и предприниматель — Моисей Розенфельд. После его смерти дом перешел его сыну Михаилу, но он в нем, по информации краеведческого портала «Народная летопись», никогда не жил.
Как и соседнее здание, этот мещанский дом принадлежит Новосибирской области и находится в пользовании у «НПЦ». Сегодня его целиком занимает компания «Арсенал» — она занимается инженерными изысканиями. Компанию в 2004 году учредила семья Мамаевых, но к 2022 году она уже стала закрытым акционерным обществом, поэтому конечные владельцы в открытых источниках не указаны. Прошлый год она завершила с чистой прибылью в 2,6 миллиона рублей.
Дом мещанки Пятковой
Коммунистическая, 23 — еще одно здание школы «Экселенс», его она занимает целиком, ни с кем не деля, с 2002 года. Еще более кружевной, чем соседний, дом был построен примерно в одно время с ним для минусинской мещанки Марии Пятковой. Дом был доходным и сегодня считается одним из ярких образцов такого типа дореволюционной недвижимости. Краевед Игорь Резун рассказывал, что здесь снимали комнаты врачи, учителя, торговцы и служащие железной дороги, которые приезжали в молодой город на сезон из Колывани и Томска. После революции Марии Николаевне пришлось бежать. Советы определили в здание сначала суд и органы финансов, а когда в 30-х переехали в новые здания, дом временно снова стал жилым.
Дом Марии Пятковой пережил два пожара: один в 1986 году (после него решено было передать здание коммерческим структурам), второй — совсем недавно, в 2015 году. Говорили, что здание школы поджег сын его директора — официально, правда, это тогда в полиции не подтвердили. Здание быстро восстановили, и сегодня о пожаре уже ничто не напоминает.
Дом купца Бейлина
Дом на Коммунистической, 25, хотя и выглядит скромнее соседей, принадлежал личности одиозной и значительной — купцу Григорию Рафаиловичу Бейлину, который, по слухам, прилюдно называл себя цыганом, в городе имел славу жулика и конокрада, а в своем доме принимал ставки на скачках.
Сегодня здесь работает чайная-кальянная «Те Гуань Инь». С 1 апреля 2022 года дом, согласно выписке из ЕГРН, принадлежит Ольге Абдуллаевой. В реестре юрлиц предпринимательница зарегистрировалась за полтора месяца до этого, а раньше была участницей нескольких компаний, которые занимались ресторанным бизнесом.
Необычный новодел
Следующий в квартале дом — совсем не исторический. Его построили в 1995 году, а до него там были два дома, разделенные кирпичным брандмауэром. Как выяснили краеведы форума «Новосибирск в фотозагадках», 27-м домом владел колыванский купец Петр Иванович Кривцов: согласно библиографическому указателю «След в истории города. Выборы в лицах. 1904–1919», в 1904 году его избрали членом собрания городских уполномоченных Новониколаевска. Его недвижимость тогда оценивалась в 4 тысячи рублей — огромные активы.
Соседний 2-этажный дом на Коммунистической, 29 был частью усадьбы Вагиных — от нее до наших дней дожил только дом на Коммунистической, 31 (или Советской, 11). После смерти купца Якова Вагина усадьбу унаследовал его сын Семен, а когда умер он, владения перешли к вдове. В 1914 году хозяином здания стал городской домовладелец Федор Сабуров. Построенное затем на месте двух купеческих домов необычное здание сегодня принадлежит компании «ЭСКО», ее конечный владелец — предприниматель Роман Анохин. Он руководит одной из работающих здесь компаний — IT-компанией Arqa technologies. Еще один арендатор — «Франко»: компания продает кофеварочное оборудование.
Дом усадьбы Вагина
Покосившийся дом на Советской, 11 (или Коммунистической, 31) завершает купеческий квартал. Изначально усадьба, в которую он входил, занимала сразу 4 участка — значительную часть квартала. Этот же дом жилым не был: и до и после революции его использовали преимущественно для торговли, а какое-то время в нем и вовсе была администрация цирка. Жить здесь стали только в советское время, а вход в квартиры был на задворках, со стороны соседнего здания на Коммунистической, 29.
Здание долго принадлежало городу, но в 2013 году его решили продать. На тот момент в доме уже долго работала пельменная, сегодня она уже обросла легендами и стала культовой, а пару лет назад сменила владельца. Новый хозяин пельменной занялся восстановлением усадебного дома — тогда он рассказывал НГС о необычных находках в процессе реконструкции. Кому принадлежит здание сегодня, неизвестно: данных о владельце в выписке из ЕГРН нет.