В начале июля новосибирский изобретатель Олег Казанцев представил на суд общественности сконструированный им скутеромобиль. Основная идея изобретения — сделать узкий и юркий вид транспорта, на котором даже в дождь и не сильный мороз можно ездить между рядами автомобильных заторов. Старый скутер Honda с красной кабиной вызвал множество споров — одни хвалили новосибирца за находчивость, а другие опасались, что чудо-технику попросту сдует ветром. В интервью НГС.НОВОСТИ Олег Казанцев рассказал, как придумал скутеромобиль, из чего он сделан, почему ему не страшен ветер и можно ли на нем ездить зимой.
Справка: Казанцев Олег — новосибирский изобретатель, родился в 1958 году (55 лет), по профессии инженер-конструктор, женат, воспитывает четверых детей, индивидуальный предприниматель в сфере торговли продуктами питания.
Каков род ваших основных занятий? Помогает ли профессия вашему хобби?
По профессии я инженер-конструктор, специальность «летательные аппараты». Отработал три пятилетки на военном заводе НВА в Новосибирске. Дошел от мастера до начальника цеха. Всю свою сознательную жизнь я исправляю ошибки конструкторов. Что-нибудь купишь, заметишь недоработку. Единственное, что не пришлось дорабатывать, — немецкая бетономешалка. Помимо этого, у меня есть небольшой магазин продуктов питания.
Как вам пришла идея сделать скутеромобиль? Какие устройства стали прототипами или вдохновили вас на разработку?
Я всегда интересовался необычными автомобилями. Еще в советское время я сделал электромобиль — собрал его из двух кузовов «Жигулей». Длиной 2,9 метра, шестиместный. В те годы электромобиль был настоящей диковинкой. Уже в наши дни я,
Я начал смотреть, что делают в мире, долго изучал в интернете разработки корпораций и частных изобретателей. Скутеры с крышей делают японские, китайские и американские фирмы. Микроавтомобили производят японская компания Mitsuoka и различные китайские заводы. Все эти машинки шириной около метра — по междурядью не проедешь. Над созданием особо узкого микроавтомобиля сейчас работают многие мировые корпорации. Французы сделали машинку 900 мм. Самое последнее достижение — разработка компании Toyota, микроавтомобиль с наклоняемым корпусом шириной всего 850 мм; е, по моим данным, в мире не было. Прототипами для моего скутеромобиля послужили китайские и американские трайки с крышей. У этих устройств есть один минус — если к ним прикрепить двери, у них будет огромная боковая площадь, что сильно вредит устойчивости при порывах ветра. Я нашел самый маленький в мире трайк — Honda Gyro X, который выпускается в разных модификациях уже с 1982 года. Это устройство имеет минимальную боковую площадь, база у него всего 1205 мм, а длина 1700 мм.
Как вы модернизировали базовое ТС — Honda Gyro X? Какую скорость скутеромодиль развивает? На какой скорости комфортно ездить?
В трайке все штатные узлы остались без изменений. Изменять основные узлы ТС в России запрещено. Я лишь разделил некоторые функции, поработав с системой тросов. Провел испытания, посоветовался со скутеристами из нескольких городов России. Скутер разгоняется до 50 км/ч, это вполне комфортная скорость.
Из чего сделана кабина, на чем крепится? Сколько денег и времени ушло на все манипуляции со скутером?
Я приобрел алюминиевый профиль для кабины. Затем было принято принципиальное решение — лобовое и заднее стекла делать из триплекса, как в автомобилях. Многие производители скутеров для удешевления продукта используют оргстекло. Большой минус оргстекла — блики. Плоское лобовое стекло было взято одно из самых дешевых — от КамАЗа. Было разработано несколько десятков вариантов внешнего вида кабины. Я сделал копию своего силуэта, «посадил» ее в скутер, прорисовал все возможные положения тела. В итоге получилась кабина с минимальной боковой площадью, то есть с наименьшей парусностью. Сегодня это самый оптимальный по соотношению «узость — минимальная парусность» микроавтомобиль в мире. Кабина прикреплена к штатным узлам шестью болтами и может быть легко снята.
Ширина моего скутеромобиля — 675 мм. По затратам на материалы я уложился в 20 тыс. руб.
Вы уже подали заявку на патент по поводу отверстий для ног?
Принципиальная особенность этой конструкции — наклоняемый корпус в сочетании с наличием дверей. Она менее устойчива по сравнению с автомобилем, но не менее устойчива, чем скутер. Мои двери для мототехники с открывающейся нижней частью для ног — решение простое, но его почему-то нигде не используют. На это можно получить патент на изобретение. Но я посмотрел — на его оформление нужно много времени и столько же денег, как на всю кабину. Поэтому вопрос патентования я отложил. На самом деле изобретательством я занимаюсь давно. Я работал на военном заводе, и у меня есть несколько десятков свидетельств о внедренных рацпредложениях. Некоторые из них — с хорошим экономическим эффектом. Если бы тогда за подобные вещи платили хорошие деньги, я был бы миллионером. (Смеется.)
Главная проблема, на первый взгляд, — это неустойчивость. Какую силу ветра выдерживает ваш скутеромобиль? На какой скорости можно выполнить поворот, чтобы не упасть?
Испытания, видео которых размещено в интернете, мы проводили в очень ветреный день. За исключением штормовых предупреждений, сильнее ветров в Сибири, по сути, и не бывает. Мне говорят: «Он у тебя качается, даже когда стоит». Да, качается. Более того, я сам его специально раскачивал, толкая рукой. Он не упал, возвращаясь в исходное положение.
Самая главная опасность для скутеромобиля — это не простой ветер, а вихрь от проезжающего мимо авто.
Я ездил по дорогам, мне навстречу проносились фуры со скоростью около 60 км/ч — скутеромобиль вел себя нормально. Кроме того, эффект не совсем уверенного движения скутеромобиля на видео может быть связан с тем, что сам трайк — 1982 года выпуска с изношенной компрессией. Чем медленнее разгон у любого мотосредства, тем оно менее устойчиво. Поворачивать на скутеромобиле можно на любой скорости, так же как и на сам базовом трайке, наклоняя корпус.
Достаточная ли обзорность из кабины? Почему нет зеркал?
Как это нет? Они есть, но расположены внутри кабины для соблюдения габаритов по ширине. Для улучшения обзорности я собираюсь вынести зеркала наружу.
Есть ли вентиляция в кабине? Летом не жарко?
Вентиляция предусмотрена конструкцией скутера — в передней панели открывается лючок, и из него при движении дует встречный ветер.
Как будет устроен обогрев стекла для зимней эксплуатации? Какие еще усовершенствования будете вводить?
На летний период во время дождя против запотевания изнутри я планирую направить поток набегающего воздуха на стекло. Затем есть идея использовать тепловентилятор, который будет подавать поток теплого воздуха на стекло. Для зимы этого недостаточно, но для лета и межсезонья — вполне.
Примерная граница — минус 12 градусов Цельсия. Нет смысла думать над тем, как сделать обогрев кабины в сильный мороз, так как при особо низких температурах сама эксплуатация скутера не предусмотрена. Он попросту не поедет.
Также я планирую добавить «дворники» для лобового стекла. Пока так. Если будет интерес — люди захотят скопировать идею для своего пользования или даже организовать производство — тогда я буду приобретать Honda Gyro X последних годов выпуска с более солидными характеристиками и встроенным радиатором.
Безопасней ли в скутеромобиле, чем в обычном скутере? Или наоборот?
В обычном скутере или мотоцикле водитель защищен только шлемом и костюмом. Алюминиевые дуги на скутеромобиле играют роль защиты. Пластик на боковых стеклах кабины на уровне головы — это поликарбонат. Его особенность в том, что он при деформации не дает острых осколков, а тянется. Во время испытаний во дворе я уже имел «удовольствие» врезаться — все прошло вполне благополучно. То есть пассивная безопасность у скутеромобиля выше, чем у скутера или мотоцикла.
Когда скутеромобили станут популярными в Новосибирске и заполнят дороги?
Я вижу это так. Если использовать скутеромобили как средство борьбы с пробками, то надолго этого эффекта не хватит. Попросту между рядами могут возникнуть пробки из скутеромобилей. Что же касается полноценного использования, то на сегодня в Новосибирске для этого нет инфраструктуры — выделенных полос для скутеров и велосипедов, как в некоторых зарубежных странах. Это будет тормозить бурное развитие такого удобного и экономичного вида транспорта, как скутеромобиль.
Марк Волков
Фото Олега Казанцева (1), Анны Золотовой (2)
Видео предоставлено Олегом Казанцевым