Новосибирск подключился к инициативе по установке бэби-боксов — специальных устройств для безопасного и анонимного отказа от новорожденного ребенка. Об этом интернет-журналу Сиб.фм рассказала президент фонда «Здравоохранение — детям» Дарья Макарова. По ее мнению, установка таких устройств должна снизить количество страшных случаев, когда неблагополучные матери выбрасывают новорожденных на свалку или даже убивают детей. Проект инициирован пермским благотворительным фондом «Колыбель надежды», в Перми первый бэби-бокс установлен 11 ноября. К проекту собираются подключиться и другие сибирские города. НГС.НОВОСТИ выяснили, как новосибирцы относятся к идее общественников.
Справка: Бэби-бокс — инкубатор со специальной кроваткой-колыбелью, вмонтированный в стену больницы или социального учреждения в непросматриваемом месте, где нет видеокамер и охраны. Одна дверца находится на улице, а вторая — внутри помещения. После того как ребенка кладут внутрь и закрывают дверь, снаружи открыть ее уже невозможно. Об оставленном младенце персонал узнает по тревожному звонку и миганию лампы.
Дарья Макарова, президент фонда «Здравоохранение детям»: «В первую очередь важно спасти ребенка. Неважно, какая у него мама, если он будет жить. Ребенок, возможно, сможет попасть в хорошую семью. Но и предотвращать отказы тоже важно. Нужно пытаться останавливать таких мам. Есть две группы отказчиц. Первая группа — это те, кто не видит другого пути, но очень из-за этого переживают. Вторая группа — это люди, с которыми, видимо, просто психически что-то не то. Взяли — бросили. В эту же группу входят те, кто убивает детей. При этом те, кто выбрасывает детей, обычно рожают дома.
Потому что у нас, когда человек подбрасывает ребенка куда-то, хочет оставить его, — это уголовно-наказуемое преступление. Поэтому женщины и выбирают такой путь, чтобы никто ничего не узнал. Будет лучше, если она ребенка отнесет не на помойку, а в бэби-бокс. Если хотя бы один ребенок будет спасен, это оправдает все затраты. Такие боксы устанавливают в Европе, в Японии, в США. И опыт есть достаточно хороший. Не нужно от него отказываться».
Нелли Агамян, главный акушер-гинеколог управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска: «Ребенка можно оставить в родильном доме, в доме малютки или в больнице, никто ей этого младенца насильно в руки не отдаст. Однозначно нельзя сказать, сработает ли эта идея, ведь сколько нужно будет этих бэби-боксов? Женщина, родившая тайно в общежитии, с этим ребенком через весь город не поедет. А заведомо у каждого дома поставить бэби-боксы тоже не получится.
Как практик, я думаю, наше население к такому не готово, им проще выкинуть на помойку, чем отнести ребенка куда-то и оставить в нормальных условиях, даже анонимно. А в целом это хорошая идея, во всех цивилизованных странах такое существует.
Было правильно устанавливать такие боксы при храмах. А все беды от того, что учат сейчас плохо, а воспитывают еще хуже. Мы же строим общество потребления, вот молодежь к жизни так и относятся. Если это мешает их потреблению, они не только ребенка, они и родителей выкинут. В первую очередь важна профилактика отказов, потому что дети, которые воспитываются в детдомах, редко находят себе место в жизни».
Елена Котова, руководитель проекта «Колыбель надежды» (г. Пермь): «В пятницу, 11 ноября, мы установили бэби-бокс, сегодня провели инструктаж с врачами. К каждому такому проекту нужно подходить очень серьезно, потому что это не пиар-кампания, это серьезное дело, от которого зависит жизнь маленького человека. Мало купить и поставить бэби-бокс, необходимо, чтобы у женщины была возможность подумать. А если она вдруг передумает — чтобы она увидела перед глазами телефон, по которому можно позвонить и попросить о помощи.
Предотвратить отказ — это важнее всего. Специалисты составили портрет типичной отказчицы. Это женщина примерно 25 лет, чаще всего имеющая детей, как правило, из неблагополучной семьи.
Такие женщины, сталкиваясь с проблемами в жизни, просто не знают, где найти помощь. Поэтому рядом с бэби-боксом мы указали несколько телефонов доверия, по которым она может обратиться со своей проблемой. Органы социальной защиты могут помочь получить субсидию, но ведь на жизнь субсидию выписать нельзя. Здесь нужно человеческое отношение и тепло. Мы забываем быть просто людьми и оказать внимание человеку. Поэтому смысл установки бэби-бокса не в том, чтобы туда положили ребенка. Но если у женщины стоит выбор между мусорным ведром и бэби-боксом — пусть лучше она выберет последнее».
Татьяна Сальникова, директор детского дома № 11 «Солнышко»: «Важно предотвратить отказ, с этими женщинами должна проводиться своевременная работа. Есть люди, которые звонят нам, спрашивают: как отдать ребенка в детский дом. Что касается бэби-боксов, то не факт, что их установка не вызовет увеличения случаев отказов. Молодежь сейчас относится ко всему потребительски, много неустроенных в жизни, наркоманов. Много случаев, когда девушки спят с нерусскими парнями, надеясь на то, что те на них женятся. Этого не происходит, потому что те хотят иметь жену своей национальности. Это касается неблагополучных семей. Многие женщины считают, что ребенком они могут «привязать» мужчину. Это, конечно, не так. В итоге, они отказываются от новорожденных, потому что ребенок оказывается ненужным. У нас в Октябрьском районе был случай, когда девушка, студентка вуза, приехавшая из Якутии, выкинула ребенка в мусоропровод. Свой поступок объяснила так: «На меня родители возлагали такие надежды, а я всего год отучилась, и куда я теперь с этим ребенком?». Это потеря всех ценностей».
Василий Бирюков, протоиерей, настоятель Бердского кафедрального собора Преображения Господня: «Слава Богу, что есть такое место, ведь часто детей находят убитыми, задушенными, брошенными в мусорные баки. Это страшно. А так — будет хотя бы по-человечески. Мы переживаем о том, что должна быть толерантность, терпение ко всем, — а к своим детям, получается, не хватает терпения, любви, мужества, жертвенного служения.
Пусть хотя бы не лишают ребенка жизни. Убийство — это страшный грех, тем более своих детей.
Многие просто не готовы сейчас к служению — во всех областях, в том числе в семейной жизни. Дети являются обузой для родителей. А ведь для того, чтобы детей содержать, не так много надо. Браки распадаются из-за того, что люди не хотят жертвовать своими интересами, своими амбициями. То же самое с детьми. Наши родители, наши бабушки рождали по пять, по десять детей. Это было нормально, женщине положено рожать и воспитывать детей. Сейчас у женщин на первом месте карьера, а дети — если останется время. При этом рождаемость у жителей Ближнего Востока, Азии не снижается. Они рожают столько детей, сколько дал Господь, и они наполняют землю. А мы, поскольку не готовы к такому служению, не готовы к жертве, постепенно исчезаем».
Виктория Барабошина
Фото thinkstockphotos.com (1), grani.lv (2), mixnews.lv (3)