Недавно в центре Новосибирска появился павильон с длинным названием «Бульонъ и пирожок». На счет бульона не знаю — есть его на ходу как-то не очень удобно, а пирожки там ничего — справные. Пока, однако, этот многообещающий стартап выглядит на рынке уличной еды белой вороной — на нем правят бал шаурма и сэндвичи.
Мне кажется, что подобная несправедливость должна беспокоить борцов за национальное возрождение куда больше, чем какие-то там сомнительные выставки (на которые все равно ходит только космополитическая богема). Потому что человек — то, что он ест, и подтверждения этому можно видеть повсюду, стоит только присмотреться. Все больше людей вокруг нас совсем не похожи на щи с борщом, а напоминают суши и чизкейк.
Пока единственным мощным игроком на рынке уличной быстрой еды, который бьется за честь национальной кулинарии, остается сеть «Русские блины». Ее, однако, уже догнал созданный всего пару лет назад «Дядя Дёнер», сумевший поставить производство чуждой (но, черт возьми, вкусной) шаурмы на поток. Чем могут, блинам помогают многочисленные беляшные, хотя расовая чистота беляшей у меня лично вызывает большие вопросы. Беляши ведь, очевидно, татарское и вообще тюркское блюдо!
Почему шаурма побеждает блины, у меня лично вопросов не вызывает. Мясо в лаваше изначально было придумано как еда на ходу, а блины с начинками — это все-таки блюдо застольное. Где-нибудь на Масленице, на народных гуляниях сытные блины смотрятся уместно, но употреблять горячий мягкий блин на пути от остановки метро до входа в родной бизнес-центр не очень удобно, чего уж там говорить. К тому же блины эти нужно жарить на месте, что несколько усложняет и удлиняет процесс обслуживания.
Другое дело пирожки. Им ведь даже не обязательно быть только что испеченными. Напротив, немного отлежавшись и «отдохнув» от печи, они становятся еще вкуснее, потому что пропитываются ароматами и вкусами начинки. А главное, есть их просто и удобно — хоть на ходу, хоть в машине, хоть на рабочем месте. Никакие «бигмаки» с «сабвеями», как говорится, рядом не лежали.
Одно плохо — пирожки до сих пор имеют имидж чего-то домашнего, что можно (и нужно) готовить самостоятельно, и значит, продавать их задорого довольно затруднительно. Однако здесь главное начать. То, что хорошие пирожки найдут своего покупателя, уже подтвердил на практике пример совсем недешевого магазина «Бахетле». Куда немало совсем небедных людей приезжает формально за выпечкой, а уезжает, загрузив в телегу разных продуктов на несколько тысяч рублей.
Пироги (правда, большие) начали печь в последние пару лет сразу несколько служб доставки, и люди, по-моему, уже как-то смирились с мыслью, что за пирог можно заплатить не меньше, чем за какой-нибудь сэндвич или бургер.
Ко всему прочему, как мне кажется, люди в массе своей действительно разучились стряпать. Ведь завести хорошее тесто — это вам не салат «цезарь» настругать. Тут надобны неспешность и основательность, которую у поколения «твиттера» пойди поищи. Так что время для запуска пирожковой сети «стрит-фуда» самое что ни на есть подходящее.
Фото автора