Современные танцы в последнее время кажутся чуть ли не угрозой духовно-нравственной государственной безопасности. Судя по интенсивности обсуждения в новостях и соцсетях тверкающих девочек-«пчелок» и девушек, отважившихся поплясать в одном поле с мемориалом «Малая Земля», для некоторых танцующая женщина страшнее многогектарного пожара. Несмотря на это, в Новосибирске прошел — хотя и с некоторым испугом — фестиваль современного танца «Сибирский прокач», где — помимо прочего — состязались и в тверке. Корреспондент НГС.АФИША приобщился к западным ценностям.
Фестиваль шел несколько дней, на него съехались со всей Сибири участники, состязавшиеся в стилях dance hall (смеси разных элементов — от того же тверка до уличных ямайских танцев), хип-хопа, хауса, поппинга (дрожащие волны по телу, «лунная походка» и т.д.), локинга (уличный танец с элементами клоунады), vogue (стиль танца, базирующийся на модельных позах и подиумной походке) — и собственно тверка (или booty dance).
Тверк стал известен каждому имеющему телевизор или доступ в интернет россиянину после скандала с танцующими его оренбургскими девочками в костюмах пчелок. Общественность оказалась настолько возбуждена их ритмичными движениями тазом, что
Считается, что тверк (twerk) зародился на улицах Нового Орлеана в 1990-е годы, с тех пор он регулярно мелькал в хип-хоп-культуре, а в 2013-м стал известен далеко за ее пределами после скандального выступления певицы Майли Сайрус на церемонии MTV. В Новосибирске лицом, так сказать, тверка выступает школа танцев Fraules Dance Centre, прославившаяся на YouTube роликами с многомиллионными просмотрами. В роликах сибирячки в бикини яростно тверкают то на пляже, то перед вспотевшим носом задремавшего в поле косца.
Fraules Dance Centre, собственно, и стали организаторами фестиваля «Сибирский прокач-2015». Вероятно, после гонений, которые в последнее время обрушились на свободолюбивый танец, организаторы почувствовали себя неуютно. И поэтому потребовали убрать из вышедшего ранее на НГС.АФИША анонса все адреса площадок фестиваля, а также сообщили:
их «оскорбляет» то, что в анонсе танцы фестиваля были названы «сексуальными», и добавили, что такое определение «подвело под угрозу это мероприятие».
Как будто бывают какие-то несексуальные танцы, честное слово. В любом случае аккредитоваться на съемку фестиваля не удалось — ее условием было согласование текстов с организаторами. Но пропустить этот практически ушедший в подполье праздник танца, преисполнившегося в последнее время новыми смыслами, можно сказать — политическим жестом (хоть и ягодиц), мы не могли. Поэтому пришлось проникать на мероприятие, притворившись простыми поклонниками современного танца.
Учитывая поздний час (началось все уже к 23:00), я рассчитывал на приятный клубный вариант. Закажу коктейль или чего-нибудь покрепче — и буду смотреть, как девушки двигают… ну всем, чем там у них положено двигать, в комфортной обстановке. Однако реальность оказалась суровой. В просторном помещении на четвертом этаже унылого офисного здания советской постройки не было ничего, кроме сцены. Надежды потягивать коктейль рухнули, да и сесть (кроме как на пол), кстати, тоже негде. Никто из собравшихся, впрочем, не выказывал по этому поводу никакого неудовольствия — все были свои. Публика — человек 200 — состояла преимущественно из девушек младшего студенческого возраста, парни были в явном меньшинстве. Несмотря на поздний час, обстановка напоминала, скорее, спортивные соревнования. Кто-то растягивался, кто-то отрабатывал движения у зеркала. Временами то там, то здесь люди просто начинали танцевать группами по нескольку человек.
Первыми в программе были соревнования по тверку. Кроме интенсивных движений тазом в обязательную программу включены демонстративные движения рукой по промежности и интенсивно-поступательные движения (разумеется, тоже тазом) в положении лежа. Лица конкурсанток были при этом сосредоточенными, как на экзамене, что производило не столько эротический, сколько комический эффект. Некоторые конкурсантки решили добавить в свое выступления немного стриптиза — одна из таких девушек не смогла до конца избавиться от широких штанов, в которых появилась на сцене.
Так с прицепившейся к ноге штаниной и тверкала.
Уже где-то на третьей конкурсантке стало понятно, что возмущение организаторов по поводу определения «сексуальный» не лишено оснований: когда человек со всего маха падает на полный шпагат, это скорее фрустрирует, чем возбуждает.
Парни на фестивале были в явном меньшинстве и танцевали другие танцы — локинг и поппинг. Хотя, по-моему, они ничуть не менее сексуальны, чем тверк, если, конечно, секс не ассоциируется у вас с одними только колебательными движениями таза. Танцевали, кстати, местами нереально круто — демонстрируя лучшее, чем в среднем у девушек, чувство ритма. Дело тут не в гендерном превосходстве (поскольку обычно всё как раз наоборот — девушки от природы ритмичней), а в изначальном отборе. У женщины есть целый набор отвлеченных причин пойти заниматься танцами: забота о фигуре, желание найти себе парня, да и вообще девушке уметь танцевать «положено». А уж если парень потеет в зале, отрабатывая «замки» и «хлопки», то это, скорее, от того, что иначе не может.
Именно локинговые «батлы» вызвали самую бурную реакцию публики. И, действительно, смотреть на то, как энергия ходит волнами туда-сюда по телу танцора, безумно увлекательно. Вообще, если женские танцы можно было сравнить с пением, то мужские напоминают разговор — то экспрессивный, то ироничный, но (в лучших проявлениях) разговор умного, цепко реагирующего на окружающий мир человека. А мозги, как известно, — самая сексуальная часть тела мужчины.
Кстати, видели бы вы глаза девушек, которые смотрели на мужские баттлы! В них была такая взрывная смесь восхищения и искреннего интереса, какую не всякий мужик получает за всю свою нетанцевальную жизнь.
После фестиваля специальные группы в социальных сетях были полны восторженных отзывов участников. Десятки молодых людей, чувствующих, возможно, себя немножко отщепенцами в неритмичной стране (как выразился как-то Гребенщиков), провели несколько дней среди единомышленников. Поборники морали (если бы какой-то черт занес их в этот час на фестиваль), конечно, ужаснулись бы тверку, но 150 лет назад они точно так же ужасались вальсу, а потом танго. Ну а что изображают танцоры давно уже ставшей традиционной самбы, лучше не видеть вовсе. Иначе придется признать, что моральное падение человечества началось еще задолго до рождения их родителей.
Стас Соколов
Фото Анны Золотовой (1–3), автора (4)
Видео youtube.com
Выступление на финале соревнований по тверку на фестивале «Сибирский прокач-2015»