Образование «Есть жизнь где-то помимо Москвы»: выпускник ВШЭ переехал в Черепаново и работает там учителем истории

«Есть жизнь где-то помимо Москвы»: выпускник ВШЭ переехал в Черепаново и работает там учителем истории

Молодой историк поделился впечатлениями о плюсах и минусах города, в котором живет всего 22 тыс. человек

Марат родился в Москве, но решил уехать работать в маленький город Новосибирской области
Источник:

Коренной москвич Марат Садеков переехал в Новосибирскую область по общественной программе «Учитель для России», которая появилась в 2015 году. Она помогает дать детям в небольших селах и городах доступ к хорошему образованию. Молодые специалисты могут прийти в профессию и стать учителем из разных сфер. По программе участников проекта обучают и оказывают поддержку в течение двух лет.

Программу проводит благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнерстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. В Новосибирской области программу поддерживает Министерство образования НСО, а главным партнером стала группа «Сибантрацит». В 2021/2022 учебном году программа работает в 95 школах 8 регионов России, а учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.

В Новосибирской области участники программы «Учитель для России» работают в 18 школах в разных городах и поселках. Одна участница проекта уже рассказывала о своем опыте. Сегодня впечатлениями делится коренной москвич Марат Садеков, который в прошлом году приехал работать учителем истории и обществоведения в школу № 4 города Черепанова.

Источник:

— Марат, как вы узнали о программе «Учитель для России»?

— Еще во время учебы в Высшей школе экономики (ВШЭ) на специальности «социология» я вел различные курсы, готовил школьников к олимпиадам, работал репетитором. Мне нравилось преподавать. Параллельно мне попадались статьи о программе «Учитель для России», реклама в соцсетях, я читал истории участников. Случайно познакомился с несколькими участниками программы во время поездки на Байкал, на каких-то семинарах в Москве и стал более подробно их расспрашивать.

Я родился в Москве, но мне всегда было интересно поработать в каком-то регионе. На четвертом курсе я понял, что подам заявку.

— Чем эта программа привлекает молодежь?

— Я ощущаю моду на внимание к регионам, внутреннему туризму, желание посмотреть Россию, открыть ее заново. В связи с сильной централизацией страны есть тренд на сельский туризм, всё чаще люди стали обращать внимание на то, что есть жизнь где-то помимо Москвы и Санкт-Петербурга. Программа «Учитель для России» направлена на преодоление образовательного неравенства, чтобы энергичные молодые люди хотя бы за эти два года могли привнести инновации в школьное образование.

Кроме того, школа дает некую уверенность, что ты не сидишь в офисе и не делаешь какую-то бесполезную работу. Возможно, на это есть определенный тренд — играть более значимую социальную роль в жизни страны, когда других возможностей для этого не так уж и много.

— Как вы выбирали регион для работы?

— Когда подавал заявку, я указал Новосибирскую область как приоритетный регион, потому что хотелось посмотреть Сибирь, пожить здесь. Это был больше туристический интерес, я бывал в Иркутске, на Байкале, в Бурятии, но хотелось более экзотичного опыта. В основном в программе предлагали регионы в Центральной России, но я решил посмотреть на Сибирь, побывать в тех местах, куда обычно сложно добраться. Еще до переезда я симпатизировал Новосибирску, потому что здесь появились бренды 2Gis, S7, Монстрация. Также для меня важно, что это крупный город, третий по численности. У меня были знакомые из новосибирского Академгородка, которые звали к себе. Кроме того, здесь было больше вакансий на позицию историка и обществоведа.

Источник:

— А почему именно Черепаново?

— Свободные вакансии были в Искитиме и Черепанове. Для меня был важен экологический аспект: в Черепанове лучше экологическая обстановка, нет крупных заводов. К тому же я знал, что здесь уже есть большая команда «Учителей для России».

— Трудно после Москвы жить в городе, где чуть больше 20 тыс. жителей?

— Я переехал сюда с девушкой, это сразу сделало мой опыт более комфортным, в плане быта так точно, да и в эмоциональном плане это было важно. Моя девушка сейчас доучивается на 4-м курсе в ВШЭ, из-за коронавируса разрешили учиться дистанционно, пишет диплом и подрабатывает тоже онлайн.

Контраст, конечно, очень серьезный. Это ощущаешь практически каждый день в каких-то деталях инфраструктуры, возможностях, магазинах, кафе, транспорте. С другой стороны, это позволяет больше сконцентрироваться на работе и на учебе, ведь в программе мы продолжаем учиться.

Первое время был энтузиазм, всё было в новинку, хорошая погода, осень, удавалось ездить на природу, в Алтайский край — разница не так сильно давала о себе знать. Сейчас, зимой, уже понимаю, что многого не хватает. Я собирался в свободное время играть в хоккей, ходить на каток, кататься на лыжах, но пока редко получается. Возможно, весной и летом можно будет чаще ходить в лес, собирать грибы, рыбачить. В большом городе таких возможностей мало, хотелось бы здесь ими пользоваться.

Самое сложное — ситуация с жильем, потому что в Черепанове в основном частный сектор, квартир мало и во многих плохие условия.

— Как вас встретили в школе?

— Доброжелательно, я чувствовал от коллег желание поделиться чем-то, помочь устроиться на новом месте, показать какие-то красоты Черепанова. Наверное, ко мне было чуть больше внимания, потому что я мужчина, а в школе это редкость. Мы можем общаться с коллегами по учебным вопросам, но подружиться пока ни с кем не удалось.

От детей тоже чувствую интерес, позитивную реакцию, это эмоционально заряжает. Для них молодой учитель, мужчина — это что-то новое, с ним надо по-другому выстраивать коммуникации, ломаются привычные шаблоны, стереотипы. Я надеюсь, что мне удалось передать, что учитель может быть другим.

— Вы проводите какие-то внеклассные активности?

— Сейчас из-за ограничений пандемии многие вещи сложно делать, но мы стараемся. Учителя из программы еще с прошлого года организовывали в школе киноклуб, шахматный клуб, одна девушка проводит занятия по рисованию. Я взял на себя киноклуб, где мы с детьми смотрим фильмы и мультфильмы, обсуждаем их, узнаем, как их делать: работаем с камерой, разбираемся с монтажом.

— Сложно работать учителем?

— Многие учителя по нашей программе сталкиваются с тем, что заметить какой-то явный прогресс за такой короткий срок очень сложно. Можно сделать уроки ярче, но это лишь маленький шаг в преодолении образовательного неравенства, эту проблему надо решать более системно, структурно. Из-за этого часть молодых педагогов переживают, испытывают фрустрацию. Как бы ты ни вкладывался, ты никогда не сможешь измерить свой вклад.

На третий год стипендия от программы заканчивается, и нужно жить на один оклад с небольшим стимулированием от программы. Это сложно, потому что надо снимать квартиру, жить вдали от семьи. На одном энтузиазме работать тяжело. В основном после окончания программы участники возвращаются в большие города, где более комфортные условия, выше зарплаты. Но есть и примеры тех, кто остается, многим нравится школа. Примерно треть рассматривают такую возможность.

Источник:

— Оправдались ли ваши ожидания?

— Мне бы хотелось играть большую роль в школе в плане мероприятий, активностей, внеурочной деятельности, пробовать новые форматы, но по факту это не всегда легко организовать. Например, у меня в кабинете нет проектора, приходится договариваться с другими педагогами.

Я думал, что будет больше свободы в плане форматов работы, но есть программа, объем знаний, который школьники должны запомнить. Нужно не только придумывать креативные способы подачи, но и просто заставлять учеников что-то зубрить, мотивировать их оценками, давать контрольные.

— Что вам дало участие в программе «Учитель для России»?

— Классные подходы к образованию, ведению уроков. Методология, которую мы изучаем, проверена многими годами использования и постоянно улучшается. Она направлена на то, чтобы дети больше работали самостоятельно и в группах, сами искали информацию, а не только слушали и записывали. Благодаря программе я научился лучше вести уроки.

Мне нравится, как работают с учителями: постоянно проверяют, приходят к нам на уроки, комментируют, дают ценную обратную связь. За счет этого ты постоянно улучшаешься. Тебя готовы поддерживать, если что-то не получается. Мы записываем уроки, даем нашим менторам и кураторам, они их просматривают и говорят, в чём сложности и как сделать урок лучше. Постоянный анализ позволяет учителю развиваться, искать свои зоны роста. Нас не просто забрасывают в школу, о нас заботятся, переживают, чтобы мы прогрессировали. Это важно.

Кроме того, это сообщество очень классных ребят, энтузиастов с близкими мне ценностями. Эти знакомства очень вдохновляют.

Заполнить анкету на участие в программе «Учитель для России» можно по ссылке.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Новогодний вайб был совсем близко»: НГС посмотрел новые «Ёлки» за неделю до премьеры — чего ждать от продолжения франшизы
Анна Скок
Корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления