Юные, красивые и талантливые актёры манят зрителей в театры — даже тех, кто совсем не разбирается в искусстве. Осенью, с началом сезона, зрители могут увидеть не только признанных секс-символов сибирской сцены, но и начинающих артистов — наверняка кто-то из них тоже станет звездой и будет собирать аншлаги в тысячных залах. Корреспондент НГС спросила у девушек и молодых людей, только что получивших работу в театрах Новосибирска, кого они мечтают сыграть, от чего откажутся ради крутой роли и какие мифы об артистах их бесят.
Ксения Войт, 23 года, театр «Старый дом»:
«Когда я училась в другом институте, на совсем другую профессию, моя тётя отдала мне билеты в учебный театр НГТИ на "Вишнёвый сад". Тогда я и поняла, что хочу учиться с такими людьми, учиться у таких людей. Поняла, что труд вполне может быть праздником. Я бы даже сказала, что не спектакль меня впечатлил, а люди. Живые и заинтересованные.
На первом курсе мне пришлось практически полностью отказаться от общения с друзьями, от помощи семье. Но со временем учишься распределять силы, поэтому всё в наших руках. Зачем отказываться вопреки собственному желанию? Нужно грамотно приоритеты расставить. Врать не буду, от мира слегка отрешённо существовали в институте, должны были научиться жить в нужном ритме, а дальше — посмотрим. Вдруг обманываюсь.
О мечтах говорить хочется, но сложно и опасно. Как говорится, хочешь рассмешить Бога... Скажу только, что с невероятным удовольствием прикоснулась бы к Чехову! Пока что я убеждена, что все могут играть всех, поэтому я за разрушение системы амплуа — такой, какая она была и какая есть сейчас.
(М.М.: Красота и молодость сильно важны в работе артиста?) Мне кажется, что красота очень относительна. Может помочь, а может и злую шутку сыграть — например, если надеяться только на неё.
О стереотипах — в отзыве к одному из спектаклей "доброжелатель" написал примерно следующее: "Лишнего пить нельзя никому, но ей пить нельзя ничего точно".
Или часто слышу: "Актриса? Играешь сейчас? Всё не по-настоящему? Врёшь?". А когда пытаешься объяснить, что ты четыре года учился говорить правду, — не верят. И ещё есть две полярности: либо у тебя не должно быть личной жизни вообще, либо ты ведёшь беспорядочные связи направо и налево».
Анастасия Косенко, 22 года, театр «Красный факел»:
«Конечно же, когда я в девятом классе начинала думать в сторону этой профессии, да и даже когда окончательно определилась в одиннадцатом классе, что пойду поступать в театральный, я могла только мечтать о таком будущем. Я говорю о потенциальных возможностях, открывшихся передо мной теперь, когда меня взяли в "Красный факел".
Естественно, что я как любой артист мечтаю о ролях — о ролях главных, конечно. Мечтаю играть героинь сильных, а может, и слабых — разных! Это же интересно, когда одна роль не похожа на другую.
Сейчас, пока молод, нужно встать на ноги, нужно и другим, и себе доказать, что ты чего-то стоишь, а для этого нужно трудиться не покладая рук. Театр любит, чтобы ты посвящал себя только ему, нужно ему в этом угождать и жертвовать чем-то для дела. Но, если подумать, разве мы не идём на уступки перед теми, кто нам небезразличен. Только в настоящей любви не замечаешь тягот лишений — ты окрылён чувствами.
Больше всего я ненавижу, когда меня просят произнести тост, сопровождая это фразой: "Ты же артистка, должна хорошо это делать, это твоя профессия...".
Это где такое, простите, написано? Нет, я мечтаю произносить не тосты, а реплики героев спектаклей, которых, я надеюсь, будет великое множество!».
Иван Зрячев, 23 года, театр «Глобус»:
«Профессию я сформулировал для себя в классе десятом. У нас в школе чудным образом открылась студия Константина Хабенского — место, где можно было фантазировать, жить, чувствовать... Сбежать от учебников. И там мне было очень хорошо. Я понял, что ничего другого мне и не надо.
У меня такая фактура, что в театре продолжительное время я буду играть совсем юных романтичных людей. Есть такое предчувствие. Иногда чувствуешь себя уже мужчиной, а на сцене надо быть ребёнком, но это вполне может стать моей отрадой. Хотелось бы поиграть отрицательные роли. Очень греют роли Малыша Алекса из "Заводного апельсина" и императора Калигулы.
Красота и молодость — это внутренности актера. Красота не зависит даже от внешности.
Можно быть очень привлекательным, имея кривой нос. Кривой нос, который станет твоей изюминкой. Вопрос энергии и обаяния. За это и берут.
Это суровая профессия. Не получится прийти домой и побыть нормальным человеком, не получится "снять" её на время — всегда будут висеть вопросы, на которые ты будешь искать ответы головой и душой. Многие люди думают, что это поверхностная профессия (мол, любой дурак может выучиться на актёра), что пользы для общества никакой. Это нервирует. Я скажу, что это такая же важная профессия, как и врач. Верю, что театр может спасти жизнь.
Не люблю, когда актёрская профессия ассоциируется с алкоголем. Выпивают все и независимо от профессии. Обычно, когда узнают, что ты актёр, просят прочитать стихотворение или монолог из "Крёстного отца". Что-то вроде обезьянки из зоопарка, очень смешно и мило».
Алина Шайхеева, 25 лет, Новосибирский музыкальный театр:
«Я росла в семье музыкантов. С раннего возраста, начиная с детского сада, я выходила на сцену. Мне это доставляло большое удовольствие, и сомнений не было, что будущее — артистическое.
Первые серьёзные роли меня нашли в консерватории — студенческие спектакли мне дали шаг вперёд в моей работе над своими актёрскими способностями.
Мечтаю сыграть всё! А вообще, у артиста амплуа должно быть универсальным.
Считаю, что человек должен отказаться от лёгкой работы, если он действительно хочет стать настоящим артистом.
Красота и молодость не могут мешать актёру. А вообще, в каждом возрасте есть свои прелести, большое значение имеет опыт».
Арина Литвиненко, 21 год, театр «Глобус»:
«Если бы этот вопрос (М.М.:Когда вы поняли, что хотите быть актрисой?) задали моему дедушке, он бы рассказал свою любимую историю о том, как я в четыре года, изображая Верку Сердючку на домашнем концерте, заявила ему, что мне надо на большую сцену, потому что "видишь, как мне хлопали".
Когда поступали, нам тоже задавали этот вопрос: "О какой роли мечтаете?". Тогда не задумываясь сказала: о Наташе Ростовой. Недавно поняла, что очень хотела бы сыграть Одинцову из "Отцов и детей". Но, кажется, сейчас я уже не Наташа, но ещё и не Анна.
Если говорить об амплуа — институт отличное место, чтобы рушить стереотипы. Где ещё в 20 лет ты сможешь сыграть 60-летнюю умудрённую опытом женщину?
В театре, я подозреваю, такого не будет. Хотя кто знает: современное искусство — вещь непредсказуемая.
Меня всегда пугали, что нужно отказаться практически от всего, чтобы стать настоящим актёром, что о друзьях, семье, свободном времени и праздниках ты можешь забыть. Неправда! Пока что мне кажется, что отказываться, наоборот, нельзя! А где же брать силы? То, что у актера странный график, — это издержки профессии. Врачи тоже работают первого января. Единственное, на что точно не стоит рассчитывать, — это огромные гонорары. Но ведь не это главное! Главное — любить то, что ты делаешь.
Мы с однокурсниками как-то даже создавали топ самых часто задаваемых вопросов студентам театрального. Первое место — когда в кино увидим? На втором — обязательный вопрос про бесплатный билетик в театр. Это и забавно, и неловко. А если серьёзно — расстраивает, что всё ещё бытует мнение, что артисты — легкомысленные люди, да и профессия это несерьёзная. Таких образованных, начитанных и интересных людей, как актёры, ещё нужно поискать!».
Элина Зяблова, 22 года, театр «Глобус»:
«Уже в девятом классе узнала, что одноклассницы записались в музыкальную школу на курс театрального отделения. Тут и рвануло у меня, пошла с ними. У меня всё так выходило, что, несмотря на дикую боязнь сцены, неимоверный внутренний зажим, синдром отличницы, меня выделяли, давали главные роли, да и я сама выпускала всех своих демонов.
Мечтается всё же стать артисткой, за которой не закреплено определённого амплуа. Но, к сожалению, внешность, личный характер и темперамент чаще всего мешают этим мечтаниям. Меня очень привлекают сильные, независимые женщины, мощные личности вплоть до древнегреческих героинь — Медеи, Антигоны.
Однако есть и огромная жажда слабых, влюблённых, женственных героинь. В данный момент роль мечты — это набоковская Лолита.
Красота и молодость в театре — растяжимые понятия. Молодость помогает в плане сил и амбиций, а иногда мешает: когда пытаешься соответствовать, становится только хуже, переигрываешь, много напрягаешься и тратишь больше, чем нужно. Я сама ловлю себя на мысли, что приятней ведь смотреть на красивое тело, на красивое лицо. Но хорошо, что есть великая сила обаяния, которая дарит талантливым, но не с выдающейся внешностью людям, возможность творить — и творить порой мощнее, нежели красавцы.
Раздражает, что многие думают: артисты глупые и малообразованные. У меня тут недавно спросили: "А что, актёры пьют после каждого спектакля?". Это ужасный стереотип про алкоголь. Конечно, у него есть своя почва, но, боже, это люди как люди, которым требуется отдыхать, и уж точно не каждый день и не после каждого спектакля».
Юлия Шабайкина, 26 лет, «Первый театр»:
«Я просто знала, что театр — это единственное, что заставляет меня понимать и видеть разный мир: добрый, злой, с любовью или войной. И то, что я от этого знакомства (с театром. — М.М.) испытала, я не испытывала нигде более.
Мне просто очень хотелось быть хоть как-то причастной к этому, и я уволилась из банка, забрала документы из института и решила так: попробую с самого странного и страшного, что, скорее всего, у меня не получится. Попробую поступить в театральный институт. Мне был 21 год.
Мечтаю я о Сонечке ("Дядя Ваня" Чехова). А вообще, не хочу думать о том, какое амплуа или какую героиню я бы хотела сыграть больше, ибо сразу будто границы рисую. Зачем? Те роли, которые мне дадут, — в них я и буду искать то, о чём мечтаю. А знать своё амплуа — нет, пусть это решают режиссёры.
(М.М.: Важна ли красота и молодость для актрисы?) А что есть красота? Молодость и красота для меня не обязательно связаны.
Что значит настоящий актёр? Если ты выбрал эту профессию, а она тебя, то будь честным, созидай, учись. Актёр — это уже большое, цельное понятие.
Раньше я думала, что от всего нужно отказаться, что нужно посвящать всего себя делу, которым ты занимаешься. И никакой любви и всего того, что могло бы отвлекать.
Но потом поняла, что не так всё просто — без любви никуда. Из любви всё. Просто нужно уметь правильно себя распределять что ли.
Бесит, когда [говорят]: "Ну, давай, покажи чё-нить, вас же там в «театралке» учат всякому!". Но в моём окружении мало таких людей».
Семён Грицаенко, 24 года, «Первый театр»:
«Я решил, что стану актёром, в одиннадцатом классе. Но не сразу начал работать по профессии — после окончания института я пошёл в армию. Там отслужил год, после чего вернулся и решил полгодика отдохнуть — посмотреть Россию. А потом работал педагогом по актёрскому мастерству у детишек.
Это профессия, которая облагораживает тебя независимо от того, какой ты внешности и возраста.
Если артист действительно верит в то, что он делает и любит, и получает от этого удовольствие, он априори не может быть, извините за выражение, страшным или каким-то корявым.
Я мечтаю сыграть роль Генриха V — это прям моя заветная мечта.
В наше время (да и в старые времена) всегда приходилось чем-то жертвовать. Не только во имя профессии, но и во имя любви, во имя человека, своих каких-то моральных качеств. И профессия у нас из таких, где жертвы просто "бегут рекой". Надо жертвовать свободным временем, много работать надо, много заводить контактов, много учиться, читать, смотреть, видеть, слышать и слушать. Это как отношения, над которыми нужно всю жизнь работать.
Стереотипы об артистах, которые меня смешат или бесят? Это, конечно, что все они наркоманы и алкоголики нетрадиционной ориентации. О том, что артисты глупые, что артисты — это богема. Они есть, но в любой профессии есть такие люди».
Станислав Скакунов, 21 год, театр «Глобус»:
«Впервые я подумал о том, чтобы стать актёром, в девятом классе. Тогда же и решил, что поеду поступать сразу после окончания школы.
В данный момент я не могу точно сказать, какую роль мечтал бы сыграть. Возможно, это придёт со временем. Хочется сейчас пробовать многое. [Молодость и красота], конечно, помогают! И этим нужно тоже пользоваться, но, конечно, не делать все ставки только на это.
Приведу в пример один из стереотипов. Это когда говорят, что артистом может стать любой дурак и что это несерьёзная профессия».
Алина Юсупова, 21 год, театр «Глобус»:
«Всегда выбирала между журналистикой, танцами и театром, но в восьмом классе после прохождения каких-то курсов по журналистике поняла, что выбор в пользу театра очевиден.
Слово "амплуа" терпеть не могу и не понимаю его. На мой взгляд, есть фактура, но если ты податлив, находишься в поиске нового опыта, новых возможностей, нужно выбивать из себя это "амплуа". А роль мечты на данном этапе жизни — Анна Каренина.
Я думаю, что молодость и красота очень помогают, причём не важно, сколько тебе лет. Я видела "молодых" артистов в возрасте и "пожилых" выпускников. Дело ведь не в количестве лет, а во внутреннем восприятии, огне, этой свежести, которая так присуща молодёжи.
Я думаю, что [актёр] должен скорее не отказаться [от многого ради работы], а научиться принимать как данность окружающие обстоятельства.
Как данность, что тебя нет сутками дома. Как данность, что у тебя нет выходных. Как данность, что теперь есть не только ты, но и партнёр. Просто принять то, что твоя жизнь не будет прежней.
Самые забавные [мифы] — это, наверное: "Ну, давай, прочитай/сыграй/рассмеши, ты же актриса!". Ведь все актёры — лихие импровизаторы и всегда готовы тут же развлечь».
Читайте также:
«Долгожданные маньяки»: 5 лучших сериалов, которые выйдут до конца года. Среди них: триллер по Кингу, проект калибра «Настоящего детектива» и вестерн от братьев Коэн.
Подписывайтесь на наш Twitter и читайте главные новости Новосибирска всего в 280 символах (на самом деле мы укладываемся в 140).
Мария Морсина
Фото предоставлены актёрами