NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Культура «Это платье Алла Борисовна изорвала в клочья» (фоторепортаж)

«Это платье Алла Борисовна изорвала в клочья» (фоторепортаж)

Историк моды Александр Васильев открыл в Новосибирске рай для фетишистов — выставку роскошных платьев и туфель из гардероба Людмилы Гурченко, Валерии и других звезд

Платье оперной дивы Вероники Джиоевой

Выставка нарядов звезд кино и поп-музыки открылась в Новосибирске 22 сентября. Шелка из шкафа Аллы Пугачевой, серебряные туфельки Любови Орловой, перья, которые когда-то торчали из Валерия Леонтьева, и горжетка, которая когда-то лежала на плечах Людмилы Гурченко, стразы, аксельбанты и юбочки из плюша, — всего около полутора сотен экспонатов из гигантской коллекции Александра Васильева разместились в двух залах музея. Господин Васильев, нарядный человек из телевизора, сам открывал выставку «Звуки моды», купаясь в восторге поклонников.

Выставка «Звуки моды» занимает два зала на втором этаже краеведческого музея. Всего в ней около 150 экспонатов, извлеченных из огромной — десятки тысяч экземпляров — коллекции господина Васильева. Александр Васильев, известный в России как всемирно известный историк моды, родился в Москве и окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ, в 80-е годы перебрался в Париж, где работал театральным декоратором. Тогда же Александр Васильев начинает собирать свою коллекцию моды и костюма, которая сейчас хранится в трех городах — Москве, Париже и Вильнюсе. Выпустил более двух десятков книг. В «нулевые» годы выяснилось, что Александр Васильев буквально создан для российского ТВ — так он стал ведущим «Модного приговора» и всенародно известной звездой. Регулярно гастролирует с лекциями.

В фойе краеведческого музея господин Васильев появляется в цилиндре. Несколько юношей и девушек, пришедших сюда, очевидно, не на открытие выставки, а по каким-то другим делам, удивляются его появлению: «Ой, мы могли бы сейчас у нашей художницы получить "автомат" за его автограф!».

Сопровождаемый свитой из на редкость счастливых, внимательно улыбающихся (преимущественно) нарядных (преимущественно) журналисток, Васильев обходит дозором выставку, сладко вздыхая у каждой витрины: «Ах, как красиво! Какой успех! Какой бешеный успех! Потрясающе!». Только раз — у спонсорского стенда с часами «Картье» и большим постером с рекламирующей их Софией Копполой — господин Васильев спрашивает: «Кто эта женщина?» — но, тут же, отбросив настороженность, поворачивается к стенду со сброшенной очередной эстрадной дивой бисерной чешуей и восклицает: «Ах! Как красиво!». Корреспондент НГС.АФИША тихонько воображает про себя, как, проведя журналистов по выставке с этой репликой, господин Васильев поступит по-уорхоловски — и удалится, закончив на этом экскурсию.

Но — нет: проинспектировав, как его помощники смонтировали выставку, Александр Васильев проводит по ней уже полную экскурсию, рассказывая, как получил эти вещи «из рук живых или уже не живых артистов, которые не всегда рады расставаться со своими вещами». Артистки не хотят расставаться с платьями былых времен, — поясняет господин Васильев, — потому что женщина всегда думает, что она может похудеть обратно. «Я вам открою тайну, — добавляет историк моды и телеведущий. — Знаете, сколько я раньше весил? — Три шестьсот!» — и, дождавшись, когда публика засмеется, продолжает…

«…Эстрада любит китч, особенно наша. У нас ведь и песни часто такие аляповатые».

Костюм Людмилы Гурченко

Примерно 90 % экспонатов — женские костюмы и платья. Бóльшая часть — из гардероба современных (условно современных — со времен «Песни-89») поп-певиц. Но есть и вещи артисток оперы и звезд советской эстрады — например, певицы 1960-х годов Гелены Великановой. То есть эта выставка — отличный повод выйти в свет с мамой или бабушкой.

Костюм Бориса Моисеева (слева)

Мужские костюмы — Николая Баскова, Мити Фомина, Бориса Моисеева — на выставке в абсолютном меньшинстве. Александр Васильев поясняет: «Мужчины более потливы, чем женщины, поэтому сценические костюмы изнашиваются быстрее».

«Валерий, милый друг, привез его из Флориды», — поясняет Васильев возле черного оперения Валерия Леонтьева — и указывает на его очевидную перекличку с выставленным рядом платьем Ирины Понаровской.

Слева направо платья Валерии (эпохи, когда она «жила в Лондоне и хотела стать английской певицей»), Алены Свиридовой, Марии Максаковой

Лекцию о культурных аллюзиях и портновском ремесле господин Васильев регулярно приперчивает подробностями из жизни звезд: тот болен, эта «реставрировала лицо», а Волочкова, «вы знаете, располнела. Она огромная».

Личные вещи Людмилы Гурченко. На стельке по-русски написано «Сделано в Гонконге»

В Новосибирске все это показывается впервые (часть экспонатов до этого выставлялась в Иркутске, Кемерово и Новокузнецке).

Вообще значимость коллекции Александра Васильева признают даже те, кто скептически относится к нему как к иконе стиля или как к аналитику моды.

«Это платье было уничтожено Аллой Борисовной в клочья, — продолжает он. — Она слишком много в нем пела». Но заполучить платье, в котором Пугачева пела «Все могут короли» в коллекцию удалось благодаря тому, что у модельера оставался запас того же самого узбекского шелка ручной работы, — и наряд реконструировали.

Перед этой витриной Александр Васильев напоминает анекдот, в котором Фаина Раневская высказывала мечту быть «молью в гардеробе Орловой» и рассказывает, что после смерти дивы советского кино Любови Орловой весь ее гардероб был вынесен на помойку и пропал. Поэтому любая ее вещь — огромная редкость. Эти туфли коллекционер четверть века пытался получить у хранившей их коллеги Орловой.

Вещи Алисы Фрейндлих

«Я надеюсь, вы станете, как я, чуть-чуть фетишистами и будете бережно относиться, например, к вещам ваших родителей, — подытоживает господин Васильев. — У нас очень мало внимания уделяется материальной культуре».

Костюм Николая Баскова

В заключение коллекционер поясняет, что цель выставки — «показать разнообразие вкусов», современную национальную культуру — такой, какая она есть.

Выставка «Звуки моды» в краеведческом музее проработает до 12 декабря. Вход — 300 руб. (льготный — 150 руб.).

Елена Полякова
Фото Татьяны Фатеевой

Елена Полякова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления