10 марта в Новосибирске прошел круглый стол «Телекоммуникации в период кризиса», в котором приняли участие ведущие операторы связи города и крупнейшие магистральные провайдеры страны. Участники рынка сообщили друг другу как плохие, так и хорошие новости. Операторы продолжат терять доходы в корпоративном сегменте, а тарифы на интернет поднимутся. При этом спрос на широкополосный доступ со стороны частных пользователей остается стабильно высоким. Более того, кризис парадоксальным образом подогревает интернет-рынок, повышая спрос на актуальную информацию и дешевые развлечения, которые предоставляет глобальная Сеть.
Описать рынок телекоммуникаций Новосибирска в эпоху кризиса лаконичнее всех удалось коммерческому директору сибирского филиала «Ростелекома» Роману Кравцову. «Мы видим проблемы в корпоративном сегменте. В массовом сегменте таких проблем мы не наблюдаем», — сообщил представитель крупнейшего магистрального оператора.
В результате многие новосибирские провайдеры замораживают инвестиции и приостанавливают строительство сетей. «Контраст по сравнению с 2008 годом оказался разительным. Все замерли в ожидании и ждут развития ситуации в мире: как скоро мы достигнем дна и стоит ли вкладывать деньги в проекты», — рассуждает исполнительный директор компании «ЭР-Телеком» в Новосибирске Марат Кабанов, которому уже пришлось заметно сократить инвестиции в городскую сеть.
Кризис ускорит укрупнение провайдеров, предрекают эксперты. «На уровне городов рынок будет быстрее переходить к олигопольной структуре: вместо 10–20 локальных сетей число провайдеров сокращается до 3–5. Начинается банкротство мелких операторов, а их абонентская база будет перетекать к оставшимся», — предрекает старший консультант iKS-Consulting Антон Ворыхалов.
Скорее всего, городские провайдеры, подобно сотовым операторам, в 2009-2010 годах будут поднимать тарифы, полагает аналитик.
«В 2009 году средний счет за услугу широкополосного доступа вырастет. Это связано и с ростом затрат операторов, и с инфляцией. Рост тарифов может составить порядка 15–20 %», — говорит Антон Ворыхалов. «Издержки кабельных операторов не ниже, чем у сотовых, и ответить однозначно насчет повышения тарифов никто сейчас не может. Но если такой будет объективная ситуация — куда мы денемся», — вздыхает коммерческий директор компании «Сибирские сети» Павел Козлов. Утешить абонентов в «Сибирских сетях» планируют ростом скоростей и традиционным обещанием улучшить качество сервиса.
Примечательно, что кризис никак не повлиял на темпы интернетизации населения, признают операторы. У некоторых провайдеров темпы роста новых подключений даже выросли.
«Домашние сети подошли к кризису в перегретом состоянии: в прошлом году Новосибирск получил резкое расширение магистральных каналов, домашние пользователи получили почти 20-кратное снижение цен. Оборот с одного абонента начал падать, и операторы ринулись подключать. Цены на подключение упали раза в три. И в этом перегретом состоянии рынок остается до сих пор. Сегодня мы подключаем до ста квартир в день», — говорит директор по развитию оператора «ХоумНет-СИТИ» Валентин Левин. Как ни парадоксально, в эпоху кризиса новые подключения зачастую подрывают, а не помогают финансам провайдера, признает Валентин Левин: стоимость нового подключения для абонента давно ниже себестоимости для провайдера.
Рост интереса к интернету подогревается самим кризисом, полагают эксперты: спрос на актуальную информацию повышается.
«Частные пользователи уже увеличивают объемы потребления интернета — это интерес к новостям, попытки понять, что происходит, это поиски работы и так далее. Я даже слышал от турфирм, что многие, запланировавшие рождественские отпуска за рубежом, а затем отказавшиеся от них из-за кризиса, потом просто смотрят картинки из этих стран в интернете», — замечает главный редактор телекоммуникационного портала ComNews Леонид Коник.
Кроме того, полагают операторы, для некоторых пользователей интернет сегодня остается единственным доступным видом развлечения — безлимитный широкополосный доступ позволяет сэкономить на походе в кино или на концерт.
В 2009 году абонентские базы операторов в среднем вырастут примерно на 20 %, полагает старший консультант iKS-Consulting Антон Ворыхалов.
Петр Малков
Фото gettyimages.com