Новосибирцам не привыкать к задержкам в сдаче крупных объектов — вспомним хотя бы ЛДС «Арена». Но работы по некоторым из них особенно удивляют своей нерасторопностью, в основном это касается дорожно-транспортной инфраструктуры. В 2024 году горожане терпели пробки на Октябрьском и Димитровском мостах, ждали запуска «Спортивной» и начала движения по четвертому мосту. В итоге придется еще немного потерпеть. Вспоминаем, что сделали на этих объектах за год, и что еще предстоит.
Октябрьский мост
Об этом ремонте говорилось еще в 2020 году. Тогда уже бывший мэр Анатолий Локоть заявил, что Октябрьский мост начнут ремонтировать в 2021 году и закончат в 2025 году. Но работы пришлось отложить из-за финансовых проблем.
В итоге контракт на ремонт заключили в июне 2022 года с компанией «СпецТрансСтрой», которая к тому моменту уже строила станцию метро «Спортивная». Ремонт должны были закончить в 2024 году, но уже к концу 2023-го стало понятно, что подрядчик не справляется со своими обязательствами. Чтобы ускорить темпы, власти заключили два контракта с другими компаниями — с «ДК-Клевер» и «Дороги 54». Объем работ «СпецТрансСтроя» уменьшили по соглашению сторон.
Почти сразу после начала строительного сезона, в мае 2024 года, «СпецТрансСтрой» получил односторонний отказ от выполнения работ, но в июне власти его отозвали. Причиной стало отставание от темпов ремонта, но подрядчик их наверстал. Еще после пары предупреждений договор расторгли окончательно, это произошло в августе. После этого весь объем ремонта, который должен был выполнить подрядчик, передали «ДК Клевер».
С марта одна из полос в сторону левого берега была закрыта. На ней обновляли покрытие, меняли слой гидроизоляции, монтировали дренажные системы. Полностью полосу открыли 10 ноября 2024 года.
На мосту ремонтировали не только проезжую часть, но и тротуар. Старое покрытие полностью заменили, обновили балки. Также дорожники заменили дорожное ограждение. Мост был закрыт для пешеходов два года, но в 2024 году тротуары открыли.
В середине декабря мэр Максим Кудрявцев заявил, что работы на Октябрьском мосту не завершены, и их могут перенести еще на один год. Это зависит от хода работ на Димитровском мосту, чтобы избежать проблем с движением.
— Возможно, пойдем на последовательное решение этих задач. То есть сначала отремонтируем Димитровский мост, не затрагивая Октябрьский совсем, а потом приступим уже к доработкам на Октябрьском. Вариант того, что мы Октябрьский мост перенесем еще на год, тоже есть. Здесь стоит вопрос финансирования и комфорта горожан, — отметил мэр.
Всего за 2022–2024 год на ремонт моста выделили 2,2 миллиарда рублей.
В конце декабря стало известно, что на бывшего директора МКУ «Гормост» Бориса Хайруллина возбудили уголовное дело. Его подозревают в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (пункт «в» части 3 статьи 286 УК РФ). По версии следствия, с апреля 2022 по август 2024 года начальник заключил контракт на ремонт Октябрьского моста без проведения закупки.
— Действия директора повлекли тяжкие последствия в виде переноса срока завершения ремонта на один год, а также причинения имущественного ущерба бюджету, — сообщили в Следственном комитете.
В пресс-службе прокуратуры отметили, что подрядчик сорвал сроки и задолжал муниципалитету свыше 400 миллионов рублей.
Димитровский мост
На Димитровском мосту в этом году ремонтировали дорогу в сторону правого берега. В мае на участке в 400 метров убрали асфальт и начали демонтаж защитного слоя. На мосту решили сделать инновационную систему трехслойной гидроизоляции, которая должна прослужить 50 лет без ремонта. Работы собирались закончить до 1 сентября 2025 года, подрядчиком стала «СК Дороги Сибири».
Компания планировала отремонтировать среднюю полосу в сторону правого берега до 10 декабря. В середине октября ее готовность оценили в 14%. С подрядчиком расторгли контракт в сентябре.
По данным сервиса «Контур.Фокус», строительная компания «Дороги Сибири» образована в 2019 году. Учредителями числятся Иван Тамошевич и Ольга Сазонова, на конец 2023 года выручка составила 166,6 миллиона рублей, чистая прибыль — 2,4 миллиона рублей.
В итоге власти решили провести ремонт на двух полосах в сторону правого берега для подготовки к зиме. Из-за этого на мосту два дня собирались огромные пробки по утрам. Работы выполнила компания «Дорсиб Плюс», контракт с ней подписали до апреля следующего года.
11 декабря на Димитровском мосту ввели режим повышенной готовности. Новый контракт на ремонт собирались заключить с приходом тепла.
— В связи с тем, что ремонт объекта не был произведен в текущем году техническое состояние моста ухудшилось, разрушение дорожной одежды продолжилось. Помимо этого, износу подверглись деформационные швы и ограждения безопасности, — объяснили решение в мэрии.
При этом прокуратура Новосибирска посчитала введение режима ЧС незаконным, потому что мост эксплуатировался без каких-то ограничений. Реальной угрозы чрезвычайной ситуации, по информации ведомства, не было. При этом постановление о введении режима позволяло необоснованно, в обход конкурсных процедур, заключить контракт на ремонт.
— … что свидетельствует о несоблюдении установленных запретов на совершение органами власти действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, — сообщали в прокуратуре Новосибирской области.
В результате мэру Максиму Кудрявцеву вынесли предостережение о недопустимости нарушения закона. Также прокуратура через суд потребовала аннулировать постановление о ЧС.
18 декабря Максим Кудрявцев заявил, что за 2024 год на ремонт Димитровского моста потратили 71 миллион рублей. В следующем на это планируют выделить 555 миллионов.
Станция «Спортивная»
Весной появилась надежда, что «Спортивную» запустят до конца 2024 года. Документы для объекта даже одобрила Главгосэкспертиза. Но это не помогло: 6 августа с подрядчиком, компанией «СпецТрансСтрой», расторгли контракт.
Глава департамента транспорта Иосиф Кодалаев после этого заявил о бездействии подрядчика, которое длилось полгода.
— Сначала причины были объективные. Например, трудности, связанные с необходимостью замены оборудования вследствие принятия санкций в отношении РФ, мы преодолели, — сообщала мэрия в конце июля.
Причиной того, что на станции не ведут никаких работ, власти называли низкую платежеспособность компании.
— Станция нужна всем. К сожалению, нет понимания, когда подрядчик все-таки примет меры и решит свои вопросы. Сегодня мы наблюдаем одни проблемы, — уточнял Иосиф Кодалаев.
При этом сам «СпецТрансСтрой» заявил, что причиной проблем стало отсутствие выплат со стороны мэрии. По мнению компании, если бы деньги поступили, то закончить работы удалось бы в срок.
Компания «Спецтрансстрой» зарегистрирована в 2009 году. В сервисе RusProfile среди актуальных учредителей указан Сергей Дмуха, которому принадлежит 51% компании. Кому принадлежит другая часть фирмы — неизвестно. С 2021 по 2023 годы владельцем «Спецтрансстроя» было МП «Метро Мир». В 2023 году компания получила выручку в 1,6 миллиарда рублей, при этом убыток составил 412 миллионов.
Но власти все-таки решили искать нового подрядчика. Это планировали сделать в декабре, а в ноябре стало известно, что на станции ввели режим повышенной готовности.
— Для обеспечения безопасности проезда и сохранения целостности оборудования Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Новосибирска приняла решение о проведении вышеуказанных работ в режиме «Повышенная готовность, — объяснили решение в пресс-центре мэрии Новосибирска.
Тогда власти сообщили, что на «Спортивной» нужно закончить работы на инженерных системах и конструкциях платформенных дверей. Основной комплекс строительства собирались завершить в 2025 году.
В середине декабря губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что вполне реально запустить станцию к следующему хоккейному сезону — 2025–2026 годов. В 2024 году он начался в сентябре.
В мэрии Новосибирска конкретных сроков пока не называют.
— Предполагаемый срок ввода объекта в эксплуатацию — 2025 год, — сообщали НГС в середине декабря.
В то же время, директор компании «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов и его заместитель Виталий Сукачов находятся в СИЗО. Им предъявили обвинения в мошенничестве (ч.4 ст. 159 УК РФ) и злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ч.1 ст. 201.1 УК РФ). По версии следствия, ущерб от работ «СпецТранСтроя» при реконструкции «Вектора» и строительстве объекта водоснабжения в Татарске составил 130 миллионов рублей.
Четвертый мост
Сдать этот объект должны были еще в декабре 2023 года. Но, как это иногда бывает, что-то пошло не так. В июле 2024 года губернатор Андрей Травников подписал новое постановление, согласно которому срок окончания строительства — 6 декабря 2025 года.
«ВИС» — российский инфраструктурный холдинг, который инвестирует деньги в объекты транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Компании принадлежит ООО «НТК», которое является учредителем ООО «Сибирская концессионная компания», созданного в 2016 году и выступающего концессионером четвертого моста. Основной вид деятельности «Сибирской концессионной компании» — строительство мостов и тоннелей. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2023 году выручка составила 9,4 миллиарда, прибыль — 7,8 миллиона рублей.
Несмотря на денежные споры между концессионером строительства — группой «ВИС» — и новосибирским Минтрансом, работы на объекте продолжались. В сентябре запустили движение по одному из съездов на площади Энергетиков, а в начале декабря — по съезду правобережной развязки.
Осенью ванты и пролетные строения проверили на прочность — по мосту проехали 12 грузовиков с песком.
— Результаты испытаний показали, что мостовой переход отвечает всем техническим требованиям и готов к пропуску, в том числе большегрузов общим весом до 100 тонн, — сообщили в пресс-службе «ВИС».
Летом и осенью на мосту укладывали асфальт на основном ходу дороги монтировали мачты освещения, ставили парапетное ограждение. Строители закончили работы по постоянной монолитной отделке и сооружению портальных стен тоннеля под Транссибом. Также в 2024 году завершили покраску пилона.
— Перед наступлением зимы выполнен ямочный ремонт на прилегающих к стройке городских дорогах. К текущему моменту завершены все плановые работы по асфальтированию, спецтехника консервируется на зиму, — отмечали в группе «ВИС».
В 2025 году на мосту установят пункты для оплаты проезда, закончат переустройство инженерных систем и тоннеля на улице Станиславского. Также строители собираются покрасить железобетонные и металлические конструкции, монтировать металлоконструкции надземных пешеходных переходов и остеклить их. На мосту смонтируют подсветку, проведут благоустройство и озеленение территории.
В Новосибирске в ближайшие годы также собираются продлевать метро. В приоритете — Дзержинская линия. Получит ли город поддержку из федерального бюджета и как эксперты оценивают эти планы — читайте в материале НГС.