Доработанный под требования спецназа внедорожник ГАЗ «Тигр-М СпН» — одно из новейших приобретений ВС РФ. Первоначально разработку армейского автомобиля «Тигр» заводу ГАЗ в начале 2000-х заказал иорданский король Абдулла II, потративший на проект около 60 млн долл. США. Со временем пути короля и автозавода разошлись, а наработки остались. С тех пор было создано несколько модификаций «Тигра». Полноприводный внедорожник оснащен турбодизелем Ярославского моторного завода объемом 4,5 л, мощностью 215 л.с. и максимальным крутящим моментом 750 Н·м при 2000 об/мин. Масса автомобиля — 6,5 тонн, а формальный расход топлива — 25 л на 100 км (запас хода 1000 км, максимальная скорость 120 км/ч). Дорожный просвет спецназовского «Тигра» — 400 мм. В лобовой проекции «Тигр-М СпН» имеет пятый класс баллистической защиты, т.е. его броня выдерживает выстрел в упор стальным патроном калибра 7,62 мм (автомат Калашникова и винтовка СВД). Внедорожник имеет турель для установки пулемета «Печенег» (калибр 7,62 мм) или пулемета «Корд» (калибр 12,7 мм).
Новосибирск готовится к самому грандиозному за последние годы параду Победы 9 мая. На торжественном шествии встретятся не только ветераны и нынешние бойцы Российской армии, но и их механические альтер эго — раритетные боевые машины времен Великой Отечественной войны и современная военная техника. Помимо танков и истребителей, немалую роль в боевых действиях играет и менее внушительная колесная техника, без которой «стальной кулак» был бы бесполезен. НГС.АВТО представляет обзор выставляемой в Новосибирске в связи с Днем Победы военной колесной техники — от 30-х годов прошлого века до самых новых разработок.
Бронированный автомобиль БА-10 производили с 1938 по 1941 годы. Шестиколесная махина 4,5 м в длину была сварена из листов катаной стальной брони 10, 6 и 4 мм толщиной. Пятитонный бронемобиль приводил в движение мотор мощностью 50 л.с., способный разогнать БА-10 по шоссе до 50 км/ч. В конструкции БА-10 была применена передовая технология — гидравлические амортизаторы подвески. Для повышения проходимости использовалось две хитрости: дополнительная свободно вращающаяся пара колес на бортах и съемные гусеницы. Экипаж бронемобиля состоял из 4 человек. Пока один человек вел авто, трое стреляли. На БА-10 устанавливалась танковая пушка 20-К калибра 45 мм и два пулемета системы Дегтярева калибра 7,62 мм (скорострельность 10 выстрелов в секунду).
Легкий штурмовой внедорожник «УАЗ Гусар» отличается от гражданского УАЗа усиленной рамой, находящейся буквально внутри салона. К этой раме прикреплена турель, на которую можно устанавливать пулемет калибром 7,62 мм, пулемет калибром 12,7 мм или даже автоматический гранатомет калибром 30 мм. «Гусар» оснащен бензиновым мотором объемом 2,5 л (203 л.с.) и МКПП. При весе без вооружения 1,8 тонны внедорожник способен развивать максимальную скорость 180 км/ч (запас хода — 500 км).
Боевые внедорожники Willys MB Красной армии поставляли союзники-американцы. «Виллис» — настоящее «дитя войны», его производство началось в 1941 году на заводах сразу двух компаний: Ford и Willys-Overland Motors. Всего в СССР по договорам ленд-лиза было поставлено более 50 тыс. «Виллисов». В советской армии внедорожники быстро приспособили для перевозки противотанковых пушек (в качестве тягача) и командирского личного состава. Бензиновый мотор объемом 2,2 л (60 л.с.) вкупе с трехступенчатой МКПП разгонял 1000-килограммовый внедорожник до 100 км/ч и позволял проехать на одном баке почти 500 км. Стремительному передвижению по фронтовым дорогам способствовал и клиренс 220 мм. Впоследствии Willys MB стал родоначальником марки Jeep, а также лег в основу внедорожных разработок японских и европейских концернов.
Армейский многоцелевой тягач КамАЗ-6350 — настоящий монстр дорог. Восемь колес (на фото модификация с 6 колесами), клиренс 390 мм, глубина преодолеваемого брода — 1,7 м, турбодизель объемом 11,7 л (мощность 360 л.с., крутящий момент — 1470 Н·м на средних оборотах), 8-ступенчатая МКПП, грузоподъемность 10,5 тонн — это далеко не полный список впечатляющих характеристик.
Упрощенную (более известную во времена Великой Отечественной войны) версию «трехтонника» ЗИС-5В начали выпускать в 1942 году. Этот заднеприводный грузовик испытал на себе все тяготы военной экономии: отсутствие передних тормозов, одна фара и деревянный руль. Благодаря тяговитому мотору объемом 5,5 л (280 Н·м при 1000 об/мин) ЗИС-5В отлично справлялся с перевозкой тяжелых снарядов и нередко становился мобильной платформой для массивных газогенераторных станций.
Переходная форма эволюции между автомобилем и танком — бронетранспортер БТР-80. Восьмиколесная машина способна передвигаться как по земле (до 80 км/ч), так и по воде (9 км/ч). В обоих случаях работает дизельный двигатель КамАЗ объемом 10,85 л (260 л.с., 785 Н·м), потребляющий в смешанном цикле до 130 л на 100 км. Дорожный просвет БТР-80 — 475 мм. Машина защищена стальной броней толщиной 7–10 мм и весит вместе с экипажем из 3 человек и семью десантниками 13,6 тонн.
Зенитно-ракетный комплекс «Оса» в своей мобильной части схож с БТР. Шестиколесная платформа способна передвигаться по земле и по воде и оснащена двигателем мощностью 300 л.с. (до 70 км/ч по земле и до 10 км/ч по воде). Вместе с экипажем из 5 человек «Оса» весит 18 тонн. Помимо огромного количества боевой электроники, ЗРК оснащен зенитными управляемыми ракетами 9М33, обладающими скоростью полета 420 м/с и поражающими воздушные цели на высоте до 9 км.
ГАЗ-АА («полуторка») — самый массовый советский автомобиль военного времени (к середине Второй мировой было выпущено более 150 тыс. шт.). Свое прозвище грузовик получил из-за грузоподъемности в 1,5 тонны. Двигатель объемом 3,2 л уступал современникам по мощности (40 л.с.), но отличался неплохим крутящим моментом (165 Н·м при 1200 об/мин) и «всеядностью». Двигатель «полуторки» пожирал топливо любого качества, вплоть до керосина, и славился высокой ремонтопригодностью. Слабым местом модели были шины, приходившие в негодность в 2 раза быстрей заявленного ресурса. Возможно, это происходило потому, что зачастую «полуторку» эксплуатировали с перегрузом, даже со 100 %-ным.
По большому счету, ГАЗ М1 «Эмка» не была чисто военным авто. Она была создана в середине 30-х годов как копия американского авто Ford Model B и стала массовой гражданской моделью, в том числе активно использовалась в такси. Советским инженерам пришлось сильно дорабатывать американский прототип под отечественные условия эксплуатации, в частности — принципиально усиливать подвеску. Бензиновый двигатель марки ГАЗ объемом 3,2 л (50 л.с.) работал вкупе с трехступенчатой «механикой». Четырехдверный седан поражал умы современников своим передовым дизайном и комфортабельностью. На войне ГАЗ М1 прославился как автомобиль маршалов. На его модификации ГАЗ-61 ездили Жуков, Рокоссовский и Конев.
«Фронтовая неотложка» ГАЗ М-55 была создана в 1938 году для более безопасного и комфортного вывоза с поля раненых. Мягкие рессоры, калорифер для обогрева и вентилятор для охлаждения санитарного отсека — все эти новшества выполняли поставленную задачу на отлично. М-55 могла перевозить 6–7 раненых (в том числе и в тяжелом состоянии) вместе с санитарами. Бензиновый мотор 3,2 л (50 л.с.) мог выдать лишь 70 км/ч, но больше и не нужно было, скоростью пожертвовали в пользу комфорта.
Марк Волков
Фото wikipedia.org, Виталий Кузьмин (1), kprf.ru (2), Александра Ощепкова (3, 5, 7, 8), Константина Пономарева (4), Татьяны Кривенко (6, 9, 11), Стаса Соколова (10)