Организатор скандальной выставки «Родина» в Новосибирске Анна Терешкова не только директор Новосибирского центра современного искусства, но также мать пятерых детей и жена крупного предпринимателя. Как при такой бурной общественной и личной деятельности ей удается отлично выглядеть в свои 43 года — остается загадкой. Корреспондент SHE встретилась с матерью-героиней и узнала, как она получила предложение о замужестве через месяц после знакомства, почему не готова весь день вытирать детям сопли, в каких странах учатся ее дети и как воспитать не маменькиного сынка, а мужчину.
Справка: Анна Терешкова родилась в 1969 году, окончила НГМУ (педиатрия), училась также в Сибирском независимом университете (филология английского языка). Вышла замуж в 1989 году. Муж — Дмитрий Терешков, председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации. Пять детей: Александра — 20 лет, Иван — 18 лет, Мария — 9 лет, Екатерина и Елизавета — по 7 лет. В 2001 году открыла галерею «Старый город». В 2010 году создала и возглавила Сибирский центр современного искусства.
Как вы стали многодетной мамой?
Сейчас все стараются жить по западному образцу: сначала сделать карьеру, чего-то добиться, какие-то отношения построить, выждать: сживемся-не сживемся… Это все не про меня. У меня все получилось спонтанно: мы познакомились с мужем на острове Шикотан в стройотрядах. Я была командиром своего стройотряда, он комиссаром своего. Нас поселили в один барак и, чтобы подружить отряды, решили устроить студенческую свадьбу — просто дурачество, мы знали друг друга всего неделю. В итоге, когда вернулись в Новосибирск через месяц, подали заявление в загс. Осенью у нас уже была свадьба. Первого ребенка родила на последнем курсе НГМУ: мама сидела с ребенком днем, пока я училась, а я — по ночам. А раз уж сидела с маленьким ребенком и не попала на работу по распределению, заодно родила второго. Жили у моих родителей долгое время.
Когда детей стало больше, появились няни?
Сейчас у нас одна няня на троих младших детей. У Саши и Вани большую часть времени нянь не было, только под конец появилась гувернантка — она делала с ними уроки и возила на «художку», забирала со школы: одного я, второго она.
Сейчас старшие живут отдельно?
Я считаю, что детей надо в 18 лет отправлять в самостоятельное плавание. По-моему, проблема многих наших мужчин в том, что их вырастили одинокие мамы, которые пытались удержать их около себя.
Ей было 16 лет, когда мы послали ее учиться в Англию на финансово-экономический факультет. Ваня в 18 лет поехал получать образование в Шанхае в сфере гостинично-ресторанного бизнеса. Но жить они вернутся сюда, если там не женятся, конечно.
Собираетесь еще рожать?
У меня недавно появилось ощущение, что свою материнскую функцию я выполнила — родила пятерых. И сейчас я могу наконец заняться тем, чем хочу. Я считаю, что имею на это право, я это заслужила. Освободилось время: старшие — уже взрослые, самые маленькие пойдут в школу в этом году.
Как вы от педиатрии пришли к искусству?
Благодаря детям! Меня всегда привлекало искусство, а потом дочь Саша стала заниматься рисованием у Светланы Коган в студии «Зазеркалье» при Художественном музее. В 5 или 7 лет у нее даже прошла персональная выставка. Я тогда просто жила в этом музее — и, можно сказать, пропиталась воздухом искусства.
Мощно вы пропитались!
Да, вот так и была создана галерея «Старый город». Мы отправились в поездку по сибирским городам, смотрели, кого из художников будем выставлять. У Светланы Коган я перенимала искусствоведческие знания, опыт. Потом стала ездить на западные выставки, отслеживать тенденции и в какой-то момент поняла, что меня интересует и современное искусство.
А вы бы показали детям скандально известную выставку «Родина»?
Да они у меня все были на ней, даже маленькие. Честно скажу, что я сама не все безоговорочно приемлю в современном искусстве, но считаю, что у людей должен быть выбор: смотреть или не смотреть. И у детей тоже. Мне кажется, к детям вообще нужно относиться проще. У меня есть одна знакомая: ребенок плачет — и она сидит плачет вместе с ним. Себя-то изводить зачем — это нормальное развитие ребенка. Или, допустим, малыш полез на какую-нибудь детскую горку: ой, сейчас разобьется! Но если ребенок пару раз не навернется откуда-то, не получит этого опыта, он потом не выживет: многие вещи он должен на своем опыте попробовать, это тоже школа выживания.
Тут, думаю, играет роль то, что вы родили в раннем возрасте. А те, у кого первый появляется около 30, они так легко относиться не могут…
Конечно, если бы я родила первого сейчас, то сдувала бы с него пылинки. Поэтому я считаю, что детей надо рожать в раннем возрасте, когда у тебя куча энергии и все легче переносится. Я считаю, что все надо делать по молодости, по глупости — и отношения так же заводить.
Потому что потом придирчивее в выборе супруга?
Вот именно. Чем взрослее — тем самостоятельнее личности, со своими «гусями». Ломать привычки очень тяжело. А когда ты молод, ты очень гибок. Когда мы стали жить вместе с мужем, я и готовила, и прибиралась — а ему приходилось все готовить заново. У него мама великолепно готовила, а я выросла в геологической семье — меня не очень-то баловали в этом плане. Папа у меня доктор наук, мама врач.
Если бы я ему после 30 лет встретилась такая неготовящая, не знаю, чем бы все закончилось. А так он, помучившись, смирился. У нас дома традиция: по выходным готовит только муж.
За долгие годы брака у вас с мужем были семейные кризисы? Как боролись с ними?
У нас была одна ситуация, когда мы выясняли отношения, и я обронила фразу: ты пойми, у тебя никогда не будет друга лучше, чем я. И в этот момент поняла, что это и есть главное. Когда долго живешь с человеком, вы становитесь в первую очередь именно друзьями. И я знаю, что в беде именно он для меня лучший друг, а я — для него. Другие — это все спорно и не проверено. А у нас уже проверено годами. Главное — быть друг другу другом. Разделять совместные увлечения: у нас это экстремальные поездки — джиппинг, походы на Байкал, на Камчатку. Мы везде ездим вместе и с детьми — это большая семейная дружба.
Удается ли вашему мужу, с его занятостью, участвовать в воспитании детей?
Я не думаю, что с детьми нужно проводить каждую минуту. Задача мужа — обеспечить комфорт и спокойствие. Если муж любит жену — то и ей спокойно, и ребенку, которого она кормит, хорошо. Когда я была беременна Машей, муж брал старших детей в походы, ездил с ними кататься на лыжах. В такие моменты мужчина берет на себя роль воспитателя. В поездках есть гораздо больше возможностей для общения, чем после работы среди недели. Саша, например, ездит со мной на выставки в Европу.
Идеальная женщина, по-вашему, какая?
Я бесконечно уважаю женщин, способных посвятить всю свою жизнь семье. Тех, кому доставляет радость заниматься уборкой, стряпать плюшечки, готовить щи, делать мужу подарки, круглосуточно вытирать детям сопли.
Но мне самой такое существование не близко. Я считаю неправильным, когда женщина ограничивает себя только домом и семьей. Мне нравятся сильные женщины.
Не обязательно быть директором банка — сферой деятельности может быть что угодно, например, благотворительность. Ты тоже занимаешься детьми, но не только своими. Не стоит замыкаться в своей собственной скорлупе, в своем пусть и уютном семейном кругу. Важно уметь отдавать энергию на интересные и нужные дела.
Зинаида Кузнецова
Фото из архива Анны Терешковой