Сибирское отделение РАН начало активно инвестировать в имидж ученых, которому угрожает «засилье шаманизма и лженауки», захвативших телевизионные экраны. Стоимость контракта на «пропаганду науки, научных знаний и научно-технических достижений СО РАН» выросла почти в три раза по сравнению с прошлым годом. Пиарщики считают, что эффективность миллионных инвестиций в академическую пропаганду будет очень сложно оценить.
О том, что пиарить науку следует активнее, академики особенно заговорили весной этого года. Даже президент РАН Юрий Осипов в марте выступил с обвинениями в «травле» РАН и призвал своих консервативных коллег перейти в «PR-наступление», активно взаимодействуя с журналистами и отстаивая свою позицию, сообщает издание «Газета.ру». В Новосибирске идею закрепили постановлением на главном годовом заседании СО РАН, рассказал на прошлой неделе замдиректора Института археологии и этнографии Вячеслав Молодин.
«Посмотрите, что творится в прессе и на телевидении — отношение к науке в лучшем случае скептическое, а чаще — отрицательное. Я уже не говорю о засилии шаманизма и лженауки, с которыми героически сражается академик Кругляков, но, к сожалению, с очень малой когортой участников, — констатировал на годовом собрании академик Иосиф Гительзон. — Сегодня нам очень важно выйти, наконец, из этого оборонительного положения и начать в самом добром смысле пропаганду реального значения науки в жизни нашей страны и всего общества». В открытом доступе текста упомянутого академиками постановления пока нет.
Зато активно вкладываться в имидж науки администрация СО РАН уже начала, свидетельствует официальный сайт размещения госзаказов. В апреле этого года был заключен соответствующий контракт.
Контракт предусматривает «комплекс услуг по централизованному размещению в федеральных средствах массовой информации материалов, направленных на популяризацию и пропаганду науки, научных знаний и научно-технических достижений СО РАН». Пиарщики обязаны разместить 175 тысяч знаков, пропагандирующих научные достижения сибиряков, в наиболее «массовых и влиятельных печатных, эфирных и интернет-изданиях Российской Федерации».
Такое количество знаков соответствует примерно 40–60 газетным статьям или примерно сотне небольших заметок. Стоимость самого тендера — почти 4 миллиона рублей, это почти в три раза больше, чем аналогичный прошлогодний контракт.
В прошлом году контракт стоимостью 1,5 миллиона рублей выиграло новосибирское агентство «Банзай». В этом году борьбы между пиарщиками тоже не случилось — заявку на тендер подало только красноярское ООО «Решение», которое и получило пиар-подряд по максимальной стоимости. В заявке красноярцы сообщили, что имеют договорные отношения с изданиями «Известия», «Независимая газета» и онлайновая «Газета.ру», свидетельствует сайт закупок.
У пиарщиков идея купить немного интереса к науке вызывает смешанные чувства. «PR-потенциал новосибирского Академгородка на фоне интереса к науке и инновациям, который, безусловно, возрос, при правильном подходе мог бы обеспечить достаточно бесплатных публикаций, — рассуждает соучредитель агентства «Б-52» Дмитрий Петров. — И если мы говорим о пиаре в его изначальном виде, то подход должен быть именно таким. С другой стороны, размещение части материалов на платной основе — это коммуникационный канал, от которого никуда не деться. Кроме того, суметь перевести с научного на человеческий язык — это сложная задача, и далеко не все это умеют».
«Тема госзакупки пиар-услуг при внимательном рассмотрении оказывается еще смешнее, чем закупки тумбочки и кроватей за баснословные суммы.
В этом случае людям хотя бы можно показать эти самые кровати, а как ты покажешь, что через год люди действительно стали больше любить сибирскую науку, а иностранные инвесторы — ломиться в двери за наукоемкими технологиями?» — указывает независимый PR-консультант Илья Стахеев. Читаемость у заказных материалов обычно низкая, напоминает он, поэтому опыт работы по этому профилю очень важен. «Насколько мне известно, опыта продвижения госструктуры, да еще такого уровня, да еще в федеральном формате, у ООО «Решение» нет», — замечает господин Стахеев. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ пока не удалось выйти на контакт с пиарщиками из ООО «Решение» или хотя бы найти в интернете сайт компании, которая теперь отвечает за имидж сибирских ученых.
Петр Малков
Фото gettyimages.com (1), myuniversal.ru (2)