Дорожные наряды органов внутренних дел Новосибирска поставили на слежение с помощью GPS-навигаторов. Теперь в дежурной части УВД знают, где в данный момент находится каждая патрульная машина, что исключает для них вероятность заняться в рабочее время неслужебными вопросами или, например, делает невозможным уклонение от выезда на проверку — весь маршрут отслеживается в режиме реального времени. Благодаря этому нововведению в течение последнего месяца началась массивная профилактика преступлений: вероятность выезда милиции по звонкам от граждан выросла в разы. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала, как наблюдают за теми, кто наблюдает за гражданами.
В течение суток в Новосибирске на службу заступает более 700 человек личного состава и более 250 автопатрулей различных служб: ППС милиции, центров управления вневедомственной охраны, ГИБДД, медицинских вытрезвителей и привлеченных сил подразделений внутренних войск МВД России. И если раньше нередкой картиной были «кучкующиеся» по 2-3 машины около киосков с бутербродами, то теперь каждый патруль отслеживается в режиме реального времени с помощью системы «Арго-страж 5 GPS». На машины устанавливают GPS-маячки, а сигнал выводится на электронную карту города в дежурной части УВД. Как пояснил заместитель начальника УВД Новосибирска Василий Шушаков, система слежения, которую активно внедряют в течение последнего месяца, позволяет проследить за исполнением команды, предотвратить праздные скопления патрулей, а также повысить скорость реагирования и выезда на место происшествия.
«Сегодня на территории Новосибирска более 900 таких мест, насыщенных лицами, замышляющими, подготавливающими преступление», — Василий Шушаков подчеркнул: не следует понимать под таким местом «сборище негодяев и откровенных преступников». На деле это дворы детских садов, школ, подъезды, где собираются лица, «злоупотребляющие наркотиками и распивающие алкоголь».
Идея такой профилактической работы принадлежит новому руководителю городской милиции Олегу Кудинову, который 19 марта вступил в должность, а с 20 начал активно внедрять новую схему работы. Информацию о местах таких несанкционированных сборищ УВД получает, как в советские времена, от граждан — в письмах, заявлениях и обращениях по телефону. Автопатрули и пешие наряды милиции в течение суток выполняют задачу по «отработке мест концентрации». «При совершении этими гражданами административных правонарушений ставим их на фото-, видеоучет и снимаем отпечатки пальцев, которые используем для раскрытия дальнейших преступлений», — замначальника УВД рассказал, что в течение последнего месяца тактика отрабатывалась в Ленинском районе, где уже выявилась динамика снижения количества совершенных уличных преступлений. Данную профилактику правоохранительные органы будут применять и в других районах города.
До массового внедрения системы «Арго-страж 5 GPS» в УВД уже использовалось работающее по тому же принципу GPS-навигации оборудование: «Пойнтер» — для установки на автобусах ППС и «Андромеда» — для взаимодействия УВД и частных охранных предприятий (ЧОП).
«Не только УВД может видеть на своей карте, где находятся машины ЧОП, и имеет возможность запросить помощь для обеспечения общественного порядка, но также предоставляется возможность охранному предприятию запросить помощь у УВД», — рассказывает Андрей Блескин, директор Сибирской станции мониторинга «Андромеда». Системы «Пойнтер», «Андромеда» и «Арго-страж 5» практически ничем не отличаются, а для оснащения дорожных патрулей выбран последний лишь потому, что именно на него были выделены федеральные средства.
Система слежения на базе GPS уже около двух лет используется управляющими компаниями города на коммунальных машинах. «Такими датчиками оснащены почти 100 % машин, мы не только знаем, где они находятся, но и можем восстановить их маршрут недельной, например, давности: как двигались, где и сколько минут стояли», — рассказывает первый заместитель генерального директора УК «СПАС-Дом» Андрей Харланов. Это позволяет коммунальщикам следить, чтобы машины «не ездили налево», и оптимизировать процесс управления.
Что касается видеонаблюдения, то количество камер на улицах города, сигнал с которых выводится в УВД, увеличивать пока не планируется. На данный момент в дежурную часть УВД выводится сигнал с 526 видеокамер, из них более 300 — это камеры в метро. Основной проблемой является техническая несовместимость множества различных программ видеонаблюдения, которые используют разные предприятия. УВД работает с программой «Новотелеком-интеллект» и без труда может вывести себе на экраны сигнал от всех предприятий города, которые используют эту же систему. Центральный рынок, например, недавно увеличил количество камер наблюдения с 64 до 80 штук. По словам Василия Шушакова, вопрос подключения остальных камер, установленных в городе, не прекращает обсуждаться, останавливает недостаточное финансирование: «Другие системы не адаптированы к нам. От каждой компании мы должны вывести отдельную линию — это очень затратное мероприятие».
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко