NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Развлечения «Хоббит»: помню все твои трещинки

«Хоббит»: помню все твои трещинки

Предыстория «Властелина колец» оказалась снята по новой технологии, которая позволяет увидеть шевеление самых мелких волосков на носу тролля

Десять лет назад с «Властелина колец» началось новое кино — кино, в котором выдуманные миры чисто технически превосходили то, что зритель мог бы вообразить. Осязаемо склизкий Горлум был настоящим пришельцем из будущего, которое сегодня уже наступило. На этой неделе Горлум вернулся, а с ним и прочие герои «Властелина колец»: Питер Джексон выпустил самый ожидаемый фильм года — «Хоббита». Точнее, первую часть трилогии «Хоббит» (вторая выйдет в следующем году). Билеты раскупаются как соль и спички перед апокалипсисом; в туалетах кинотеатров скромные студентки, не чуждые ролевых игр, помогают друг другу приклеивать остроконечные ушные раковины и шнуровать лифы эльфийских платьев.

Справка: «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey; США – Новая Зеландия, 2012) — фэнтези, первая часть экранизации повести Дж.Р.Р. Толкиена о путешествии Бильбо Бэггинса с гномами к логову дракона. Реж. — Питер Джексон («Властелин колец»). В ролях — Мартин Фриман («Шерлок»), Иэн МакКеллен («Властелин колец»). 169 мин. 6+

Итак, за полвека до начала событий во «Властелине колец» в норе хоббита Бильбо Бэггинса объявляются тринадцать странствующих гномов, с ними — волшебник Гэндальф. Они идут вызволять родовые сокровища из-под огнепышущего носа дракона Смога. И неожиданно для самого себя трусоватый бюргер Бильбо присоединяется к отряду, подписав договор (в котором есть сноски про «потрошение» и «испепеление», ответственности за которые гномы не несут). Так Бильбо ступил ногой, широкой и мохнатой, как дедушкин тапок, на путь воина, где за каждым поворотом — то тролли, смачно обгладывающие людские и гномьи косточки, то гоблины верхом на гигантских волках, то каменные великаны, швыряющиеся собственными валунами-головами. В одной из таких переделок Бильбо прихватит волшебное колечко, которое потом окажется в центре сюжета «Властелина колец».

Решение выжать из тощей детской книжки 3 фильма по 2,5 часа задает главную интригу премьеры: какая часть книги в итоге войдет в фильм и чего туда напихают еще? Бухгалтерия такая: в первый фильм вошла треть книжки (6 глав из 19), разбавленная персонажами и пояснениями из «Властелина колец», а также бодрой отсебятиной (типа заявившегося опять же из «Властелина колец», но по пути свихнувшегося и подсевшего на галлюциногенные грибы колдуна Радагаста).

В итоге фильм оказался похож на своего героя — простака Бильбо, на которого попутчики взвалили невыполнимые ожидания героизма и ловкости. Дело в том, что «Властелин колец» на бумаге был чистейшим монументальным эпосом — таковым и был перенесен на экран. Книжка «Хоббит» же — сказка, уютная, местами дурашливая. С маленькими героями, которые при виде серых волков залезают на елку и кидаются шишками. Сказка, написанная профессором Толкиеном без помышления о том, что из нее вырастет позже.

Экранизации же приходится плясать задом наперед: впадать в детство, но при этом помнить о публике, которая по сути дела пришла смотреть новую серию «Властелина колец» — и ждет соответствующего упоения в бою. Поэтому там, где в книжке героям просто без лишних разговоров набрасывали на голову мешок, теперь они дорого продают свою свободу в грандиозных затяжных баталиях. Запутавшись в самоопределении — быть ли героическим эпосом или сказкой про гномов и дракона? — кино то и дело сбивается с тона. И каждый раз — как засыпающий, но вдруг вздрогнувший человек, — стряхивает, рассеивает иллюзию, от которой остаются красивые, но все-таки декорации. Точность в деталях (от индивидуальности, которая есть у самого распоследнего орка, до никогда не забываемых гримерами ссадин и грязи под ногтями), феерическая красота пейзажей, весь мифический зоопарк — от гигантских горных орлов до клыкастых волков-варгов, — все это в итоге оказывается богатством, которое частично растрачивается зря — из-за общей неуверенности в том, каков должен быть мир «Хоббита» по сути. Вот, например, гномы. В книжке они — смешные карлики, жалобно дрыгающие ногами от страха угодить в суп. В фильме некоторые из них такие — но эпос диктует свое, поэтому самый важный гном Торин вполне себе красавчик по человеческим меркам.

Впрочем, понятно, что беда в завышенных требованиях. «Хоббит» все равно остается экранизацией, о которой вы, читая под партой книжку с кучерявым человечком на обложке, не могли и мечтать.

Расползающееся кино собирает и тащит вперед главный герой, который уродился просто отменным (а это уже полдела). И если гномы временами выглядят ряжеными, а чудеса — хорошо нарисованными, то в том, что хоббит — натуральный, сомнений нет. Ранее игравший доктора Ватсона в сериале «Шерлок» Мартин Фримен вообще хорошо знает, как играть простоватых, но порядочных британцев, каковыми, очевидно, являются и хоббиты.

«Хоббит» еще и первый художественный фильм, снятый с высокой частотой кадра (high frame rate, или HFR). Суть в том, что вместо 24 кадров в секунду снимается 48 (48 fps) — это дает картинке особую четкость. Первые посмотревшие «Хоббита» сравнивают ее со спортивными трансляциями в HD-телевизоре (там HFR уже применяется, новинка это только для большого кино).

Демонстрировать фильмы в таком формате могут не все кинотеатры. Информация о том, сколько таких экранов будет в России, постоянно меняется. На сегодняшний день известно, что их будет около 40. С начала следующей недели показывать «Хоббита» в формате HFR будет «Победа» (и только что сеансы в соответствующем формате появились в афише «Кронверка» в «Ауре»).

Правда, первые отзывы из США о новом формате выглядят обескураживающе.

Новые киноформаты, конечно, всегда встречают со смесью любопытства и неприязни. Люди смеялись над первыми опытами звукового кино (кстати, именно с появлением в кино звука утвердилась 24-кадровая скорость, в самых ранних фильмах могло быть и 14 кадров в секунду — поэтому они выглядят «дергаными»). Сетовали, что цвет в кино — это пошлость. Жаловались на головную боль от 3D. Но есть ощущение, что 3D изначально принимали доброжелательнее. Суть претензий к новому формату: гиперреализм, непривычная четкость уничтожают киномагию. Недовольные утверждают, что чувствовали себя как на съемочной площадке в окружении мужиков с неумолимо фальшивыми усами и носами и ни на секунду не могли эмоционально включиться в фильм.

Хотя, возможно, показательно, что претензии зрителей к 48 очень похожи на те, которые ценители пленочной фотографии предъявляли к «цифре», — мы знаем, чем кончился тот спор.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления