Триумф французского «Артиста» лишний раз подтверждает тот факт, что собственное кино на «фабрике грез» все реже имеет отношение к искусству. Для них это одна из самых прибыльных отраслей американской промышленности. А Голливуд — крупнейший в мире литейный цех по выпуску виртуальных болванок.
Похоже, что мейджоры в растерянности: чествование картины, снятой европейцами — хорошо замаскированная паника. И чем больше кино made in Hollywood будет напоминать цирк спецэффектов, тем сильней будет их тоска по кинематографу с человеческим лицом. Именно таким фильмом стал для них «Артист» — первая в истории французская картина, удостоенная так называемого главного «Оскара».
Заметьте — главного. Именно так они приучили весь мир называть «Оскар», присуждаемый всего лишь за лучшую англоязычную ленту, на которую по обыкновению претендуют их собственные творения. Иногда в эту номинацию — для красоты композиции — попадает английская, австралийская или работа своих независимых студий.
Французы сняли кино без слов. Пять финальных реплик, произнесенных в оригинале на английском, вряд ли уязвят их национальную гордость. Во Франции кино на английском снимают разве что «космополиты безродные», типа Романа Полански. Все остальные стараются себя уважать и не гонятся за дешевизной.
Галлы честнее. Они вручают свой главный «Сезар» с формулировкой — «за лучшую французскую картину». Они считают не Box Office, а количество зрителей, посмотревших фильм, как и мы в советские времена. А теперь, как американцы, предпочитаем — в баксах. И если каждый год, как это у них практикуется, повышать стоимость билетов, то будет создаваться иллюзия бесконечного роста.
«Оскар» — один из самых безусловных американских брендов. Один из символов имперского духа Америки. Это финальная часть cross-promotion по продвижению своей продукции в мировой прокат, уже давно контролируемый на 85–95 %, в зависимости от той или иной страны. Он создает иллюзию, что все схвачено. Их премьеры расписаны на годы вперед. Поэтому чужим пробиться в прокат почти невозможно. Механизмы устранения конкурентов давно апробированы.
Чемпионы национального проката Франции — «Добро пожаловать в Шти» (в нашем прокате — «Бобро поржаловать») и совсем свежие «Неприкасаемые» — бьют все рекорды у себя на родине, при этом во всем остальном мире добирают не более 10 %. То же самое — мультфильмы Хаяо Миядзаки, безусловные лидеры проката Японии. Чтобы устранить этих нежелательных конкурентов, претендующих на кусок пирога, у производителей покупаются права на прокат. А затем спустя продолжительное время их выпускают минимумом копий или не выпускают вообще. Так контролируется мировой рынок.
Поэтому нет ничего удивительного, что иранский «Развод Надера и Симин», удостоенный «Оскара» за лучший иноязычный фильм, получил 5 наград на Берлинале еще в феврале 2011-го, то есть год назад. И вообще эта номинация — игра в либерализм, маленькая тень на высокий плетень, окружающий голливудскую башню из слоновой кости.
Зато девять фильмов в «главной» номинации вместо долгое время традиционных пяти — это почти в два раза больше нужных названий, осевших в умах обывателей, да еще и за так растиражированных по всей планете. Получение «Оскара» зачастую удваивает сборы, а номинация добавляет 10–20 %. Так неброский рекламный ход способен добавить сотни миллионов долларов. В отличие от кино искусство делать деньги из воздуха на «фабрике грез» довели до совершенства.
Фото bernardinai.lt