Один из крупнейших российских ритейлеров — X5 Retail Group решился на освоение Сибири. В отличие от тех магазинов «Пятерочка», которые в Новосибирске по франшизе развивали братья Евгений и Виталий Насоленко, сейчас компания будет открывать их самостоятельно. Однако и условия для бизнеса изменились: на рынке жесточайшая конкуренция, и для привлечения покупателя придется предлагать еще более низкие цены. Почему второй по обороту российский ритейлер в кризис идет в Сибирь и как изменится в ближайшее время местный рынок — в материале НГС.БИЗНЕС.
X5 Retail Group во 2-м полугодии 2016 года откроет 30 собственных магазинов в Новосибирске под брендом «Пятерочка», рассказали НГС.БИЗНЕС в пресс-службе компании. Объем инвестиций, сроки открытия, а также места размещения супермаркетов в компании пообещали сообщить через месяц.
По информации «Коммерсанта», Х5 Retail Group уже заключила договоры долгосрочной аренды площадей для размещения первых 12 магазинов в местах, где раньше располагались супермаркеты московской торговой сети «Авоська». Реконструкция на всех новосибирских объектах уже начата и будет завершена в течение ближайших двух месяцев, уточнили в Х5 Retail Group. В сети «Авоська» НГС.БИЗНЕС сообщили, что у компании больше нет магазинов в Новосибирске. Ранее сеть указывала на своем сайте адреса 12 магазинов в НСО, в том числе одного — в Кольцово, остальные 11 находились в спальных районах Новосибирска, в том числе на Троллейном жилмассиве, МЖК «Восточный», «Снегирях», Затулинке и др.
X5 Retail Group — второй по объему продаж ритейлер в России. Выручка компании по итогам 2015 года по МСФО составила 808,8 млрд руб., чистая прибыль увеличилась на 11,7 %, до 14,17 млрд, говорится в отчете компании. Основным драйвером роста выручки осталась торговая сеть «Пятерочка», чистые продажи которой выросли на 34,3 %. Сейчас на сайте X5 Retail Group указано, что компания на конец 2015 года управляла 7020 магазинами под брендами «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток», а также магазинами в формате «у дома». Магазины расположены в 54 регионах в 5 федеральных округах, больше половины из них сосредоточены в Центральном округе. История компании началась в 1995 году с торгсети «Перекресток», основатель компании — консорциум «Альфа-Групп» миллиардера Михаила Фридмана, который и сейчас остается основным бенефициаром компании.
Основной конкурент X5 Retail Group на федеральном уровне — краснодарская сеть «Магнит». О задаче стать первыми топ-менеджеры X5 Retail Group не раз говорили прессе.
По состоянию на 31 марта 2016 года сеть «Магнит» включала 12 434 магазина, указано на ее сайте. Основатель и основной владелец «Магнита» — Сергей Галицкий. Выручка компании по МСФО в 2015 году — 950,6 млрд руб., чистая прибыль за прошлый год выросла на 23,85 % и составила около 59,06 млрд. В Новосибирской области первые магазины компания начала открывать в 2014 году. Сейчас, по данным справочника 2ГИС, в Новосибирске и пригородах у «Магнита» 39 магазинов различных форматов («у дома», «гипермаркет» и «Магнит Косметик»).
По мнению аналитика «ВТБ Капитал» Марии Колбиной, Сибирь отличается от центральных регионов России сильными позициями местных игроков, поэтому конкурировать X5 Retail Group здесь придется именно с ними.
Сейчас, по подсчетам аналитиков Infoline, крупнейший продуктовый ритейлер Новосибирска — «Холидей» с выручкой 16,3 млрд руб. за 2015 год, на втором месте «Лента» (13,9 млрд), на третьем — НТС (12,2 млрд).
Годом ранее «Лента» с НТС делили третье место на рынке продуктового ритейла по выручке, а на второй строчке рейтинга был «Сибирский Гигант» (12 млрд руб.). При этом оборот продовольственной розницы, по данным Новосибирскстата, продолжает снижаться. В январе-мае 2016 года он составил 82,88 млрд руб., падение к аналогичному периоду прошлого года — 5 %.
Выход «Пятерочки» именно в этот момент, скорее всего, связан с выгодным предложением по аренде помещений под магазины, которое получила компания после освобождения их «Авоськой», рассуждает Колбина. По ее данным, в планах компании открыть в этом году по всей России 1300 магазинов. «Цель — увеличить оборот, закрепиться в регионе, в котором они не присутствуют. Смогут ли они этого достичь? Да, смогут. Потому что это вторая федеральная сеть, со вторыми по стране закупочными условиями, и она работает лучше, чем любые федеральные игроки», — уверяет аналитик. Скорее всего, X5 Retail Group пойдет традиционным путем выхода на новый рынок — с помощью демпинга, продолжает она. Совладелец компании «Холидей» Алексей Захаров предположил, что даже в нынешних рыночных условиях X5 Retail Group сможет демпинговать, но на коротком временном промежутке. Из существующих форматов «Холидея» «Пятерочке» придется конкурировать c «Холди Дискаунтером», считает Захаров.
Вместе с тем бренд «Пятерочка» уже известен новосибирцам. Компания «Новые торговые системы» (НТС) Виталия и Евгения Насоленко с 2005 года развивала эту сеть в Новосибирской области и Алтайском крае по франшизе.
Однако в кризис 2008 года у предпринимателей возникли трудности, и они пытались договориться о снижении роялти, но не смогли. В результате отказались от франшизы и в 2010 году сменили вывески на «Универсам», писал НГС.БИЗНЕС.
Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин подчеркивает, что местный рынок на текущий момент уже достаточно насыщен, поэтому в ближайшие годы под влиянием новых игроков будет меняться. В частности, с рынка придется уйти небольшим местным торговым сетям и отдельным магазинам, а их место займет федеральный ритейл, ценовая конкуренция при этом усилится.
Настя Гринёва
Фото Виталия Белоусова (РИА Новости)