20 января среда
СЕЙЧАС -21°С

Черное золото Новосибирска

Нефтезавод в Коченево готовится к выпуску АИ-92 из новосибирской нефти — эксперты рассказали, как это повлияет на ценники на заправках

Поделиться

Поделиться

28 июня совет директоров группы ТНК-ВР утвердил продажу 100 % акций ОАО «Новосибирскнефтегаз» и 70 % акций «Северноенефтегаз». В ТНК-BP отказались назвать покупателя, сумму сделки и причины продажи. Однако анализ экономических показателей компании «Новосибирскнефтегаз» (ведущее предприятие в регионе) дает понять, что наиболее вероятной причиной продажи стала неэффективность завода. По данным годовых отчетов «Новосибирскнефтегаза», в 2009 и 2010 годах на предприятии сильно упали объемы добычи нефти — сначала на 10 %, а затем на 36 %. До этого в течение пяти лет показатели росли. При этом, в 2010 году чистая прибыль предприятия упала в 3,4 раза и составила 455 млн руб. Компания «Новосибирскнефтегаз» (вошла в группу ТНК-ВР в 2003 году) добывает нефть на Верх-Тарском месторождении в Северном районе Новосибирской области.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Северный район находится на северо-западе Новосибирской области и является самым крупным и самым малонаселенным муниципальным образованием региона. На территории района открыто 7 месторождений нефти, крупнейшим из которых (около 60 % запасов области) является Верх-Тарское. Месторождение было открыто в 1970 году, а его промышленная эксплуатация началась в 2000-м. В ТНК-ВР оценивают запасы нефти Верх-Тарского месторождения в размере 16,710 млн т.

Крупным потребителем «Новосибирскнефтегаза» является единственный в НСО нефтеперерабатывающий завод «ВПК-Ойл», расположенный в поселке Коченево и находящийся в процессе активной модернизации.

Директор «ВПК-Ойл» Сергей Тумашов рассказал, что модернизация завода началась в 2007 году. Уже в 2010 году удалось увеличить объемы переработки с 50 тыс. до 250 тыс. тонн в год. По данным г-на Тумашова, согласно техрегламенту, к 2015 году все НПЗ в России должны перейти на производство топлива класса Евро-4 и Евро-5 (сейчас в основном Евро-1. — М.В.). В связи с этим все заводы проводят модернизацию. «В ближайшее время мы планируем увеличить глубину переработки нефти, в 2013 году выйти на показатели 380 тыс. тонн топлива в год, а к концу 2013 года приступить к производству бензина марок АИ-92 и АИ-95», — уточнил руководитель предприятия.

Ранее в интервью «Ведомостям» Сергей Тумашов сообщал, что из общего объема производства бензин будет занимать 150 тыс. т. К 2015 году в компании планируют развить технологии риформинга и гидроочистки, чтобы вывести свой бензин на уровень стандартов Евро-4 и Евро-5. Процесс переработки нефти представляет собой разделение сырья на разные фракции под давлением в огромных металлических колоннах. «Упрощенно говоря, для углубления переработки нефти мы устанавливаем дополнительные колонны. Мы не используем технологию присадок — специальных веществ, повышающих октановое число бензина», — рассказал Сергей Тумашов. Переход нефтедобычи в новые руки и грядущее производство новосибирского топлива происходит на фоне ценового ажиотажа.

По данным Новосибирскстата на 5 июля, с начала 2012 года бензин в Новосибирской области подорожал на 7,8 %. Также в мае этого года Росстатом в НСО было отмечено самое значительное подорожание бензина из 70 субъектов РФ — на 4,8 %. Руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская рассказала, что почти все новосибирские розничные сети покупают бензин у оптовика — «Газпромнефть-Новосибирск». По ее данным, актуальная цена АИ-92 на нефтебазе «Сокур» — 30 600 руб. за тонну. «Умножаем на плотность бензина 0,75 и делим на тысячу — оптовая цена литра АИ-92 получается почти 23 руб. С нефтебазы бензин нужно привезти и разгрузить, плюс издержки АЗС — аренда земли, зарплата и обслуживание. Все это делает литр бензина дороже на 2–3 руб., в зависимости от местоположения заправки. Люди любят рассуждать: «Не верю, что они работают в убыток». Дело в том, что финансовый результат деятельности АЗС складывается из многих факторов: в разные сезоны по одному виду топлива может быть прибыль, по другому — убыток. Когда люди начинали заниматься этим бизнесом — да, он был достаточно прибыльным. Но в последние два года большинство сетей АЗС работают в ноль. Сейчас любой готов продать свой бизнес, другое дело, что пока нет потенциальных покупателей. Просто все закрывать — значит, нести большие потери», — описывает ситуацию Юлия Золотовская.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Директор по стратегическому развитию исследовательского центра «Кортес» (исследования нефтегазовой отрасли) Павел Строков полагает, что производство автомобильного бензина в НСО никак не повлияет на общий уровень цен на АЗС города. «Скорее всего, основной сбыт будет проходить через собственную сеть АЗС. Берем 150 тыс. тонн бензина и делим на 12, получается 12,5 тыс. тонн в месяц. Делим на 7 заправок и на 30 дней, получаем 59 тонн на одну АЗС в сутки. Цифра хорошая, но все равно их ресурсы не безграничны — устраивать бесконечные очереди нет смысла. Скорее всего, они не будут сильно снижать цены — будут держать на 20–50 коп. дешевле, чем у «Газпромнефть-Новосибирск». Если бы у них было 70 заправок, это могло бы существенно повлиять на цены в регионе, но в данном случае — вряд ли», — рассуждает эксперт.

С г-ном Строковым соглашается финансовый консультант консультационного центра «Финам-Новосибирск» Виталий Коротков. По его мнению, производство бензина на заводе «ВПК-Ойл» в Коченево не приведет к общему удешевлению топлива. «В первую очередь это текущий уровень цен, который не столько зависит от действительной себестоимости продукта, сколько находится под влиянием ценовой политики на топливно-энергетическом рынке страны.

Максимум, на который могут рассчитывать новосибирские автовладельцы, — это краткосрочное снижение цен на 10–20 коп. с последующей корректировкой до регионального уровня», — прогнозирует специалист.

Марк Волков

Фото Стаса Соколова

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...