Самое крупное село НСО располагается в 20 минутах езды от Новосибирска. Растет оно за счет укрупнения и приезжих из города. Не уезжают и местные, потому что есть работа и перспективы. Такая ситуация для сел области нетипична. На остальной территории сельское население сокращается, и те, кто может, переезжают ближе к городу. Горожане в свою очередь осваивают близлежащие деревни, но исключительно чтобы проводить время на природе. Работать и связывать жизнь с деревней никто из них не спешит.
Самое крупное село Новосибирской области — Криводановку, с населением чуть больше 10 тыс. человек, руководство местного сельсовета называет спальным районом Новосибирска. С 2002 года жителей тут стало на 10 % больше. Тому есть вполне объяснимые причины. 47 семей поселка Павино в 2009 году переселились в Криводановку, когда земля поселка потребовалась под строительство второй ВПП «Толмачёво». Молодежь перестала уезжать.
«Каждый год строим по пятиэтажному дому. Селятся у нас дети из детдомов, которым область обязана дать квартиры. Молодые люди строят себе дома. Землю под строительство в порядке очереди может получить тот, кто жил и работал у нас не менее пяти лет. Есть земля под строительство, которую мы выставляем на аукцион.
Новосибирцы с удовольствием покупали дома и участки в Криводановке. Есть проблемы с ароматами от очистных сооружений и с аммиаком, который в производстве использует Кудряшовский мясокомбинат. Но этот же животноводческий комплекс обеспечивает многих местных жителей работой. Нет проблем со школами, их в селе три. Мест в детсадах, впрочем, как и везде по области, не хватает, но еще одно здание бывшего детсада в этом году вернется в ведение муниципальных властей и будет использоваться по прямому назначению. С досугом не все благополучно. Валентина Асташова призналась, что в единственный в селе спортзал очередь, однако есть планы строительства бассейна.
На втором месте по численности жителей в НСО — районный центр Венгерово, в котором проживает более 7 тыс. человек, хотя его население убыло за 8 лет на 1,8 %. Третья строчка за райцентром Довольное, тут численность упала с 7,3 тыс. человек до 6,8 тыс. (на 7,4 %).
Несомненно, демографический успех Криводановки обусловлен близостью Новосибирска, куда без пробок можно доехать за 20 минут.
Перепись 2010 года зафиксировала рост численности жителей сельских поселений, расположенных в зоне транспортной доступности от областного центра.
Приблизилось к 5-тысячному рубежу село Раздольное. На 22,5 % увеличилось население села Новолуговое, составив 4,1 тыс. человек. На 16 % поднялась численность жителей в селе Толмачёво (4,6 тыс.), на 14,4 % — поселка Кудряшовский (4,6 тыс.), на 10,2 % — станции Мочище (3,7 тыс.), на 5,7 % — села Верх-Тула (6 тыс.), на 3,5 % — поселка Мочище (3 тыс.), на 3,1 % — села Ярково (5,4 тыс.), на 2,1 % — села Барышево (5,2 тыс.). В некоторых селах прирост обусловлен наплывом мигрантов, в другие активно переселяются горожане.
А вообще в области сельское население и количество деревень сокращается. По данным Новосибирскстата, с 2002 по 2010 год их количество уменьшилось с 1566 до 1234. Из каких-то деревень уехали люди, другие присоединили к городским поселениям.
За последние 50 лет только в Новосибирском районе численность населения росла. Увеличилась она в 1,6 раза. В остальных районах людей становится меньше.
При схожем с Криводановкой количестве жителей и удаленности от Новосибирска в перечень растущих поселений не попали поселки городского типа Колывань (10 711 чел.) и Кольцово (12 319 чел.). Колывань была городом, но оказалась лишена этого статуса и стала поселком городского типа. Кольцово — городской округ.
Городом в России по закону считается поселение, в котором проживает не менее 12 тыс. жителей и 85 % из них работают вне сельского хозяйства. Но Криводановка, например, получать статус города пока не хочет. «При получении статуса города или поселка городского типа населенный пункт потеряет субсидии, предусмотренные региональным и федеральным бюджетом. Врачи, учителя и другие бюджетники могут не получить льготы и надбавки», — пояснил депутат Законодательного собрания НСО Юрий Бугаков. Как член комитета по аграрной политике он часто бывает в селах различных районов и причину сокращения сельского населения знает точно — из-за отсутствия приличного жилья и производства уезжает молодежь. Нет возможности у молодых и заниматься фермерством. Умерла система заготовителей. «Даже если вырастить мясо или морковь, то продать ее невозможно. Перекупщики забирают все за копейки и обманывают, на городские рынки не попасть, да и добираться далеко», — делится Юрий Бугаков.
Не очень рады жители сел вокруг Новосибирска и городской экспансии. Селянка Мария К. из деревни на берегу реки Бердь сетует: живут «городские» закрыто. Возводят высокие заборы, выпускают собак и не принимают никакого участия в деревенских делах.
Перекрывают доступ к Берди, неизвестно с чьего разрешения строят «замки» прямо у воды. «Вообще ведут себя как аристократы и снобы, а как познакомишься поближе, оказывается, обычные торгаши», — поведала Мария К. Она рассказала, что дети «новых крестьян» учатся в городе, туда же они возят малышей в детсад и сами ездят в больницы. Передвигаются только на автомобилях. В местных магазинах покупают мало чего, зато осенью, бывает, затариваются у местных овощами, которые те выращивают на своих огородах. Из всей семьи прописка в деревне, как правило, только у того, на кого оформлен дом.
На начало 2012 года в НСО было городского населения 2 084 221 чел., сельского — 602 642 чел. За полвека с карты области исчезло 53 % деревень. Специалисты Новосибирскстата считают, что удельный вес мелких деревень в НСО велик. Они будут и дальше исчезать, а люди продолжат концентрироваться вокруг крупных городов.
Сергей Стюард
Фото Стаса Соколова