Город Андрей Радзюкевич: «Примитивное культурное вредительство»

Андрей Радзюкевич: «Примитивное культурное вредительство»

Новосибирский архитектор о зданиях, скульптурах и порочных претензиях на статус столицы Сибири

В Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии прошли публичные лекции, посвященные памяти Сергея Баландина — известного сибирского ученого, педагога, общественного деятеля и архитектора. На лекциях собрались представители педагогического, научного и архитектурного сообществ. Участники обсуждали вопросы молодежной культуры, политики, науки и образования. Одной из самых спорных и интересных тем стала — есть ли у Сибири столица? Своей точкой зрения на этот вопрос с корреспондентом НГС.НОВОСТИ поделился Андрей Радзюкевич.

Справка: Андрей Радзюкевич — кандидат архитектуры, доцент НГАХА, директор центра довузовской подготовки НГАХА. Организатор художественно-проектных олимпиад среди одаренных школьников региона. Научные интересы лежат в сфере изучения законов красоты в искусстве и архитектуре. Автор статей «Эпоха постмодЫрнизма», «Есть ли у Сибири столица?» и фельетона «Мой метод».

Что такое столица?

Это место, где принимаются стратегические управленческие решения. В первую очередь финансовые. Потому что если нет финансов, не будет ни культуры, ни науки, ни образования, ничего.

Какие основания есть у Новосибирска, чтобы называться столицей Сибири?

Во-первых, это крупный транспортный и логистический узел, складской комплекс. Почему мы стали лидерами в Сибири? Потому что у нас всегда была барахолка и есть барахолка. И традиционно сформировался перевалочный пункт. Во-вторых, Новосибирск находится близко и к географическому центру России, и к географическому центру Евразии. Сейчас, поскольку происходит глобализация экономики и увеличение транспортной доступности территорий, такое понятие, как географический центр территории, будет иметь гораздо большее значение. Те места, где уже накопилось много народа, уже становятся некомфортными и неуправляемыми. Жители Москвы уже сидят друг на друге и задыхаются. Все туда зачем-то стремятся. Сформировался некий устойчивый миф, что там все хорошо.

Вы думаете, будет обратный процесс?

Не знаю. Россия, для того чтобы себя сохранить в этих границах, должна больше ориентироваться на реальное и динамичное развитие Сибири. Сейчас управленческие решения связаны только с тупым выкачиванием нефти, газа, алмазов, золота... Взамен центр что-то подкидывает местным элитам, и все. А что будет дальше — никого не интересует.

В чем недостатки нашего города по сравнению с другими?

Я думаю, большой разницы нет. Люди-то везде одинаковые. Конечно, в Иркутске есть красивая древняя архитектура. В Красноярске тоже есть. И в Томске, и в Омске. Есть и образование, и культура. Тут самое важное не в том, чтобы противопоставлять сибирские города путем выделения более главного, а в том, чтобы их объединить. Вообще, нужно делать некую конгломерацию городов, в которых можно было бы реализовывать управленческие функции.

А все остальные как бы хуже. Нельзя сказать, что какой-то город лучше другого. Они все примерно одинаковые. А у нас привыкли всех строить в одну шеренгу по иерархическим уровням. Менталитет такой.

Есть ли у Новосибирска архитектурное лицо?

Скорее, гримаса. Пегая такая. У нас есть шедевры архитектуры. Например, оперный, работы А.Д. Крячкова. А то, что в настоящее время делают, это не архитектура. Это строительный бизнес. И подпись архитектора на проектах является на нем неким декоративным фиговым листочком.

Как можно определить архитектурный стиль Новосибирска?

Это даже не эклектика, а мешанина. Винегрет. Эклектика — это когда человек старается объединить в нечто целое разные стили. А когда стоит оперный, а за ним строятся некие огромные коммерческие объекты, стилистически не имеющие никакого отношения к стилистике оперного, то получается примитивное культурное вредительство. Я бы назвал сегодняшний стиль Новосибирска стилем постмодЫрнизма, от слова «дырка». То есть в городской застройке отыскивается дырка, производится ее юридический захват и на месте этой дырки лихорадочно быстро клепается максимально возможное количество квадратных метров. Есть еще одно подходящее название — какофония.

Можете ли вы привести примеры объектов архитектуры, а не строительного бизнеса, которые были воплощены за последнее время?

Это сложный вопрос. У нас в городе есть способные архитекторы. Тот же главный архитектор города Арбатский. У него прекрасный вкус. Он замечательно, на мой взгляд, разбирается в архитектуре. Но система конвейерного клепания сверхдоходных квадратных метров может изменить хоть кого: есть у тебя вкус и внутренняя культура или нет — неважно. Большие деньги перешибают все. У нас есть хорошие архитекторы, но, как говорится, в котле с горячей водой нет холодного места: они в эту систему попали, и она их переработала.

Как вы оцениваете новое здание автовокзала?

Если говорить о масштабе, я воспринимаю его отрицательно, потому что он взламывает силуэт этого места. Тем более, там храм Александра Невского, это начало города, а тут вбивается какая-то крупная коробка, которая сильно наползает на Красный проспект. У нас белиберда не только в архитектуре, но и везде. В городской скульптуре, например. Вот сделали памятник тому же А.Д. Крячкову. Казалось бы — как хорошо! Но если внимательно и профессионально разобрать это «произведение», то следует признать, что это скорее карикатура, а не скульптура.

Сейчас на пл. Калинина собираются делать некую девочку на шаре высотой в пять этажей. Это памятник, посвященный 425-летию присоединения Сибири к России. И тут откуда-то берется образ какой-то девочки на каком-то шаре. Складывается такое впечатление, что никаких мук творчества наши украшатели городской среды не ведают. Что первое в голову пришло, то и ляпают. Или герб города около Дома Ленина. Герб города держат какие-то тушканчики, страшные, на мой взгляд. И я до сих пор не могу выяснить, кто автор этого «произведения». И ведь кто-то принимает решения по этим «объектам», кто-то осваивает средства, кто-то отливает их в материале, а общественности потом остается только изумленно таращить глаза и недоумевать — откуда это все выныривает.

Есть ли у Новосибирска своя атмосфера?

В некоторых местах есть. Мне нравится гулять по улочкам и квартальчикам около ДК Горького. Там среда сомасштабная человеку. Там хорошо и уютно. Хочется погулять или просто посидеть на лавочке. А в основном — по улицам нашего города хочется как можно быстрее пробежать и не задерживаться. И когда ко мне собирался приехать друг из Словении, я с ужасом думал: что я ему тут покажу, куда я его поведу?

Если представить, что Новосибирск — человек, то какой он?

Большой, больной, противоречивый, задыхающийся, Новосибирск — это подросток с сознанием старика. Он быстро вырос, но в нем ничего не созрело.

А может, Сибири лучше отделиться от РФ?

Это бред. Если говорить о сепаратизме, то я выскажу парадоксальную мысль — самые первые сепаратисты — это московские управленцы и финансисты, потому что они сами отделяют себя от всей России своей политикой выкачивания региональных ресурсов.

Что вас раздражает в городе?

А я, знаете, как-то абстрагируюсь уже от всего… Раздражает пыль. Гравий, который в ветреную погоду летит прямо в лицо.

А какое у вас любимое место?

Самое красивое в нашем городе — это... облака. Еще мне нравится Академгородок. Там простые хрущевские коробки, но с помощью элементарных вещей — колера и деликатного вписывания в лесной массив — можно создать приятную атмосферу.

Что, на ваш взгляд, может символизировать Новосибирск?

ТЭЦ-5, труба, которую видно из любой точки города. Та же барахолка. Завод НЗХК, дающий львиную долю поступлений в бюджет города. Особенно хотел бы отметить в качестве символа города суперсовременный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, выпускаемый на заводе им. Чкалова.

Какой город заслуживает носить звание столицы Сибири?

Мне не нравится сама идея присвоения какому-то городу этого титула. Мне кажется, что у Сибири должна быть не управленческая, а духовно-поэтическая столица. У нас нет ощущения поэтики места проживания. Нет фольклора, связывающего нас с этой землей. У России есть образ сказочного града Китежа, так и у Сибири мог бы быть неведомый город где-то на Алтае или в Саянах. Некое неведомое чудное Беловодье. Если же говорить о реальных управленческих столичных функциях, то сегодня говорить о столице Сибири глупо. Наш регион является колонией московской метрополии, и поэтому у нас никаких стратегических управленческих решений не принимается. Как бы мы ни пыжились.

Алла Аршинова

Фото Веры Сальницкой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
214
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: журналистка НГС провела пять часов у соседей в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Знакомства
Объявления