Респектабельная дама в светлом летнем костюме решительно закатывает широкие длинные брючины по колено, разувается и, с туфлями наперевес, мрачно ступает в бурные воды. Бурные воды вовсю текут по одной из центральных улиц города. Сильный ливень – и все, поминайте, как звали. На проезжей части - река, на тротуаре – водяной слой в несколько сантиметров.
Городские окраины, картина и того веселее: обитатели Затулинки, стоя на перекрестке Зорге и Громова, обсуждают между собой перспективы отращивания ласт и жабр. Водители иномарок с низким днищем не рискуют соваться в глубокую лужу, которая уже напоминает небольшой пруд: всем ясно, что будет, если вода поднимется выше уровня, на котором располагается выхлопная труба. Форменный потоп!
В свое время, при закладке и строительстве большинства центральных («старых») улиц, ливневая канализация была просто не предусмотрена планами и проектами. С чем это связано, вопрос другой – неизвестно, сколь интенсивны были дожди, но вот «уличный ландшафт» выглядел совсем иначе. Что являет собой тротуар? Тут кусок плитки, тут кусок асфальта в несколько наслоений, тут пандус, тут высокий бордюр, тут просто выбоина. Стоит пройти дождю, и этот «перепад высот» моментально превращается в довольно-таки не тихий омут. Окраинные улицы, хоть и снабжены ливневой канализацией, тоже не всегда могут похвастаться, скажем так, единым уровнем: поверхность, на которую положен асфальт, может быть с креном в несколько градусов, большинство же городских дорог вообще находятся существенно ниже пешеходных зон.
По словам Андрея Ксензова, начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, сегодня Новосибирск обеспечен устройствами ливневой канализации на 70 %. Оставшиеся 30% (почти что треть) – это предмет забот МУ «Гормост» и других специальных организаций, которые обслуживают систему водоотведения Новосибирска.
Кто виноват – ясно, строители-проектировщики, которые полвека назад и слыхом не слыхивали про глобальное потепление со всеми его сомнительными гидрометеопрелестями. Но что делать?
У природы, как известно, плохая погода все-таки есть. Как долго нам еще придется в ожидании строящихся регистров прикидывать свои шансы на форсирование уличных рек?
«Жить ведь невозможно! – возмущается Виктор. – Наша Затулинка и так не самый благоустроенный район в городе, а тут еще из подъезда выйти нельзя, нельзя до остановки дойти! Я-то ладно, а вот моя соседка с маленьким ребенком в поликлинику выбраться не может, потому что коляску с ним на руках через лужу не потащишь».
Кроме проблемы удобств жителей города, наличие ливневки существенно отражается на состоянии городских дорог. По мнению экспертов, расходы на так называемый ямочный ремонт могли бы быть существенно сокращены, если бы система ливневой канализации нормально функционировала по всем улицам города.
Сибирское лето подкинуло проблем – то жара, то ливни. Последнюю пару недель мы живем прямо-таки в субтропиках. Но если от воды с неба зонт еще более или менее спасает, то держать ноги в сухости у нас уже не получается. Не ходить же по городу в резиновых сапогах и калошах! Но для того, чтобы перейти улицу в ливень, приходится жертвовать обувью и одеждой. Про настроение вообще промолчим. Так что будем ждать и надеяться, что дожди пройдут, а ноги не промокнут.
Наталия Воронинская, специально для НГС