Культура «Я их должен заинтересовать как мужчина» (фоторепортаж)

«Я их должен заинтересовать как мужчина» (фоторепортаж)

Сибирский фотограф снимал в кустах на пляже интимную жизнь советских граждан, а у себя дома — голых комсомолок, — теперь он продает свои работы за тысячи долларов

В Новосибирске прошла закрытая творческая встреча со знаменитым во всем мире фотохудожником из Новокузнецка Николаем Бахаревым, который еще в советское время снимал в нашей стране эротику и пытался сделать это официальной услугой при местной службе быта. Николай побывал в Новосибирске в рамках готовящегося к февралю 2017 года большого фотопроекта под рабочим названием «Провинция». Корреспондент НГС.АФИША побывал на закрытой вечеринке с легендой советской эротики — и попросил его показать и прокомментировать пару десятков своих работ.

Фотограф из Новокузнецка Николай Бахарев — мастер, известный как среди российских фотографов, так и за рубежом. За рубежом он больше известен по циклу черно-белых пляжных фотографий, которые создавались с 70-х годов на протяжении почти пяти десятилетий.

В России же Бахарев стал популярен из-за его эротических фотосессий, которые мастер проводил в Новокузнецке с обычными советскими гражданками и гражданами уже в 70-е годы.

В Новосибирск 69-летнего мастера с его другом-фотографом Михаилом Алабугиным привезли участники арт-группы «Синие носы» в рамках готовящегося проекта с рабочим названием «Провинция», в котором сибирские фотографы представят свой взгляд на жизнь в глубинке.

Встреча с мастером советской эротики Бахаревым прошла в закрытом режиме в кинозале «Синема». Присутствовали на ней в основном одни фотографы и журналисты некоторых изданий, среди которых оказался и корреспондент НГС.АФИША.

На встрече обсуждались в основном фотографии, сделавшие знаменитым фотографа Бахарева, — эротические и пляжные.

И те, и другие сам мастер называет «бытовыми». Пляжные снимались минут за пять. Фотограф работал при новокузнецкой службе быта и ходил целыми днями по пляжам, предлагая услуги.

Но в проекте «Провинция» будут представлены совершенно иные работы новокузнецкого мастера, которыми он занимается лишь последние лет пять. Это различные городские зарисовки, пейзажи.

«Я сейчас показываю среду обитания: где живут, как живут, зачем — все те люди, которых я снимал 40 лет до этого», — объясняет концепцию нового направления Бахарев.

В наше время делать эротическое фото, отмечает Бахарев, уже сложно — все отказываются.

Тем не менее иногда такая съемка случается — судя по бодрому виду и активному поведению мастера на встрече в Новосибирске, этот пожилой мужчина еще может дать фору и многим молодым.

Рассказывая о работе на пляжах, Николай объясняет, что там не было ничего сложного: пришел, объявил, что фотографируешь, и снимаешь желающих, особо не тратя время на выстраивание кадра. Поэтому и ярких фото, интересных в первую очередь выражением лиц и поз, среди всего массива находилось очень мало.

А вот над эротикой приходилось работать намного дольше — одна сессия могла длиться 4–6 часов. Модели, кстати, находились и на тех же пляжах. «Обнажалась лишь половина. Может, им это и не надо было, но я доводил до такого состояния», — улыбается мастер. Сначала надо было убедить девушку, что в этом нет ничего неприличного…

В качестве убеждений шли немецкие и чешские журналы по фотографии (там съемка в стиле ню уже была обычным направлением в искусстве), художественные альбомы с обнаженной натурой. Бахарев пошел даже дальше: в середине 70-х он пытался убедить руководство местной службы быта, что такую легкую эротику можно сделать частью их сервиса.

Но тут ему ответили жестко: мол, скажи спасибо, что тебя еще не посадили… Фотографировать в те годы такое не запрещалось, показывать легкую эротику на фотовыставках тоже можно было, но зарабатывать на этом деньги — крайне рискованно.

Николай рассказывает, что в те годы его ню-фотосессии по обоюдному желанию с моделями обычно заканчивались сексом… Сейчас эротику он почти не снимает. Рассуждает так: «С возрастом обратная сторона уже не заинтересована, чтобы от меня что-то получить. С 70-летним стариком какая мотивация? У меня-то она остается — получить заказ, поработать с обнаженным телом, заняться интимом… А у них? Я же их должен заинтересовать прежде всего как мужчина».

Председатель новосибирского отделения Союза фотографов Евгений Иванов, рассуждая о том, чем отличается эротика Бахарева от других, объясняет, что у этого новокузнецкого мастера в кадре есть человек с его характером, душой, философией и внутренним миром, а не просто «молочные железы, попы, руки, ноги, фактура кожи и т.д.», как это встречается у остальных.

Рассуждая о своей популярности в мире, Бахарев уверен, что известность к нему пришла исключительно из-за огромного количества пляжных работ, среди которого были отобраны самые-самые, образовавшие потом необычный цикл. «Эротики там полно своей. А вот такой пляжной фотографией с осмысленными портретами там не занимался никто. Я работал по законам русских художников — в одном кадре должно быть всё», — поясняет Николай.

Главный показатель признанности Бахарева: его приглашают на различные биеннале, особенно — в Италию, куда вообще из фотографов мало кто попадает. «В его картинах, если их расчертить на квадратики, то в каждом квадратике лежит что-то свое, что в кадре обязательно "работает". Это высокий уровень визуальной культуры», — отмечает Евгений Иванов.

«Есть общественная мораль, а есть индивидуальная. Индивидуально и сейчас занимаются всем, чем угодно. Но в общественной морали и тогда, и сейчас многое не допускается. Поэтому особой разницы я не вижу. Только тогда это мне никакого дохода не приносило», — рассказывает Николай.

Если индивидуальная мораль, по мнению фотохудожника, особо не изменилась, то вот цены на фотографии Бахарева отличаются от прежних очень сильно. Три фотокарточки с пляжа стоили в те годы для заказчика 2 руб. 50 коп. «Обнаженку» он делал бесплатно, но такие кадры забирали в «домашний альбом» очень редко.

Сейчас фото от мастера Бахарева стоит гораздо больше. Николай даже сам не продает их, этим занимается по договору последние несколько лет московская галерея Grinberg. Цена одного снимка варьируется в пределах от 3000 до 6000 долл. При этом фотография может быть напечатана тиражом только 8 экземпляров — и не больше. Иначе цена на рынке сильно упадет.

«Самое сложное в искусстве — отличить талантливое от среднего. Это очень тонкая грань. Настолько тонкая, что надо быть очень большим специалистом, чтобы это почувствовать. Лучше поверить на слово эксперту, что это на самом деле удивительная способность, казалось бы, в банальных сюжетах передавать какие-то глубокие художественные высказывания. Коле это удается», — рассуждает фотограф Евгений Иванов.

Илья Калинин

Фото предоставлены Евгением Ивановым, фото 3, 4 — автора, фото 10 — Михаила Алабугина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
129
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: журналистка НГС провела пять часов у соседей в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Знакомства
Объявления