О том, как выполняются инженерные изыскания на космодроме «Восточный», каким новосибирским проектам открыто будущее, а каким суждено остаться только в архивах, рассказывает вице-президент Национального объединения изыскателей, председатель совета директоров ОАО «Стройизыскания» Павел Клепиков.
Справка: ОАО «Стройизыскания» имеет полувековую историю, являясь правопреемником регионального треста инженерно-строительных изысканий «НовосибТИСИз», образованного в 1962 году. Компания выполняет комплексы работ по инженерным изысканиям в разных регионах страны и за рубежом.
Не так давно ваша компания отметила 50-летний день рождения. Как вы оцениваете эту дату?
На самом деле юбилей празднует вся отечественная сфера изысканий. В 1962 году постановлением Совета министров СССР было принято решение об образовании территориальных трестов инженерно-строительных изысканий (ТИСИзов), в том числе было создано наше предприятие «НовосибТИСИз». Постановление было подписано 7 июля, и сейчас в Минрегионе обсуждается предложение нашего Национального объединения учредить в этот день профессиональный праздник отрасли.
Наше предприятие встретило пятидесятилетие, являясь одной из самых крупных изыскательских организаций в стране. География объектов, выполненных специалистами ОАО «Стройизыскания», обширная. Мы участвовали во многих крупнейших стройках Союза, работали за рубежом. В сфере нашего приоритета было жилищное строительство родного города, крупные отраслевые объекты нефтегазового комплекса страны, строительство метрополитена, мостов и тоннелей. Из объектов последних лет можно отметить: трассу нефтепровода «РФ – страны Азиатско-Тихоокеанского региона», Краснотуринский алюминиевый завод Свердловской области, Ачинский глиноземный комбинат; промышленные площадки Новосибирска и НСО: ОАО «Электроагрегат», ОАО «НЗХК», НВА, ОАО «НАПО им. Чкалова», ЗАО «Искитимцемент», ЗАО «Сибирский Антрацит»; центральный мостовой переход в городе Томске и нефтяные (Верх-Тарское месторождение, месторождения ХМАО) и угольные месторождения («Изых-Гол», Республика Хакасия; «Колыванский», Искитимский район НСО) и многое другое.
Вы выполняли изыскания на главной стройке Новосибирска — третий мост через реку Обь?
Да, этот объект появился в самый сложный момент для строительной области, во время кризиса 2008 года. Большой объем изысканий в городе позволил нам не только не сократить, а даже увеличить производственные мощности и численность коллектива. С началом строительства наша работа не закончилась. Специфика изысканий такова, что мы не только первые «заходим на объект», но и по окончании строительства выполняем исполнительную съемку объекта в целом, наносим на дежурный план города сам мост со всеми многочисленными коммуникациями, пешеходными мостами и развязками.
Какова судьба одного из ваших проектов — газопровода «Алтай»?
Наша организация выполняла на этом многокилометровом объекте, который должен был связать Китай и северные газовые месторождения, комплексные инженерные изыскания в пределах Новосибирской области. Работы, выполнявшиеся в сложный зимний период, были сданы в срок. В настоящий момент строительство объекта приостановлено по причинам, получившим широкий резонанс и подробно рассматривавшимся в СМИ. Это цена за кубометр газа и позиция КНР по поводу гарантированной оплаты не более 50 % от пропускной способности газопровода, что для РФ нерентабельно.
А есть примеры подобных нереализованных проектов в нашем городе?
Конечно, но существуют и положительные примеры, когда реанимируются заброшенные стройки, в частности — пример долгостроя в центре нашего города на улице Орджоникидзе, где сейчас разбит прекрасный сквер с фонтаном, созданный при содействии компании S7 и МБУ УДС.
Вы ведете изыскания для аэропортового комплекса космодрома «Восточный». Расскажите, как продвигается работа на этой интересной площадке?
Космодром «Восточный», безусловно, является визитной карточкой нашего предприятия на данном этапе, в силу знаковости этого объекта. Мы приступили к инженерным изысканиям на аэродромном комплексе космодрома в середине 2012 года. Объект сложен не только по своим объемам, но и по специфике: нам пришлось работать в залесенной местности со сложным рельефом, в отдалении от населенных пунктов. В ходе работы были вскрыты многолетнемерзлые грунты, которые не встречаются в нашем регионе и требуют особой тщательности при отборе, транспортировке и лабораторном исследовании.
Заказы, подобно космодрому, требуют очень высокой степени ответственности и профессионализма.
Это и ответственность, и новые возможности. Только на серьезных объектах растет квалификация специалистов. Приведу пример из опыта работы на двух мостах: новосибирский Оловозаводской и томский Центральный. Навыки бурения русловых скважин с баржи в Новосибирске позволили нам спустя всего лишь два года выполнить бурение на реке Томь в два раза быстрее. Оба объекта являлись прекрасной профессиональной школой для молодого поколения изыскателей нашего предприятия.
Помимо объектов федерального масштаба вы участвуете в разработке социально значимых объектов в Новосибирске. Над какими городскими проектами вы работаете в настоящий момент и к чему планируете приступить?
Сегодня активно обсуждается перспектива строительства четвертого моста через р. Обь — объекта наиболее значимого для инфраструктуры нашего города. Мы надеемся, что не за горами — и пятый мост, который позволит окончательно решить транспортные проблемы г. Новосибирска. В конце прошлого года началась работа над обоснованием инвестиций под строительство линии скоростного трамвая протяженностью более 43 км. Его предварительный маршрут проходит от станции метро «Заельцовская» до поселка Пашино на правом берегу и от станции метро «Площадь Маркса» до поселка Левые Чемы с возможностью прохождения через Краснообск — на левом. Надеемся на быстрое развитие и реализацию этого проекта, который кардинально изменит транспортную инфраструктуру г. Новосибирска.
Чем заняты ваши специалисты за пределами Новосибирска кроме космодрома «Восточный»?
В данный момент мы выполняем инженерные изыскания на объекте реконструируемых нефтепроводов ОАО «Транснефть» в Кемеровской и Томской областях, работаем на обогатительных фабриках ЗАО «Сибирский Антрацит». Отдельного упоминания заслуживает масштабный по своей географии проект: проведение изыскания для проектирования аэронавигационных систем на аэродромах Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Это более ста аэродромных комплексов страны.
Как вице-президент национального объединения изыскателей, скажите, с какими сложностями сталкивается изыскательская отрасль в масштабах страны?
Основная проблема заключается в том, что изыскания в России недооценены. Общепризнанная мировая практика показывает, что на изыскания принято выделять от 4 до 6 % средств от общей строительной сметы. У нас на крупных объектах можно рассчитывать в лучшем случае на 1 %.
Экономия на объемах изысканий приводит подчас к принятию не самых рациональных проектных решений и в итоге к удорожанию всего строительства. Может быть и худший вариант развития событий, когда по вине исполнителей недостаточной квалификации (что, к сожалению, на сегодняшний день не редкость) создается угроза техногенных катастроф.
ОАО «Стройизыскания»:
ул. Пролетарская, 155;
тел.: (383) 22-44-838, (383) 22-44-870;
e-mail: si@stiz-nsk.ru.