NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Эвакуация авто: инструкция для водителя

Эвакуация авто: инструкция для водителя

Что делать, если вашу машину эвакуируют у вас на глазах, — советы юристов и специалистов по переговорам

15 января впервые новосибирский суд арестовал «паркмэна». Водитель «Тойоты Камри» Геннадий Кулаков получил двое суток административного ареста за то, что препятствовал эвакуации своей машины, закрывшись в ней на ул. Салтыкова-Щедрина. Эвакуатор не хотел отпускать нарушившего ПДД водителя, в результате чего улица была частично перекрыта целых 5 часов. Сам господин Кулаков уверяет, что оставил машину всего лишь на 5 минут. В подобной ситуации может оказаться практически любой водитель. Если вы все же нарушили ПДД и успели вернуться до того, как авто увезли на эвакуаторе, важно действовать правильно, чтобы отделаться только штрафом и отправиться восвояси за рулем, а не на автобусе. Корреспондент НГС.АВТО выяснил законные права водителей в подобных ситуациях и взял небольшой урок у специалиста по переговорам — как стоит, а как не стоит разговаривать с инспектором ДПС.

«Паркмэн» на Camry

В полдень среды, 14 января, на ул. Салтыкова-Щедрина в центре города экипаж эвакуатора под руководством инспектора ДПС приступил к работе с очередным неправильно припаркованным авто. Прежде чем седан Toyota Camry успели увезти на штрафстоянку, появился владелец авто Геннадий Кулаков и выступил против эвакуации. Поняв, что ему не удастся убедить инспектора, г-н Кулаков сел в машину и закрылся в ней. Известно, что по закону не допускается эвакуация с людьми или животными в салоне. Замысел водителя осуществился — машину эвакуировать не стали. Однако и уезжать эвакуатор не собирался. Геннадий был уверен в своей правоте — он утверждал, что бросил машину всего на 5 минут, чтобы подписать бумаги в банке и успел вернуться до начала эвакуации. В ГИБДД же настаивают на том, что к моменту возвращения эвакуация уже началась и водитель не имел права ей препятствовать.

Camry и эвакуатор простояли друг возле друга около 5 часов — из-за них проезд по ул. Салтыкова-Щедрина был затруднен. В итоге г-н Кулаков отстоял свою позицию, однако госавтоинспекция подала на него в суд по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции). Эта статья предусматривает штраф или административный арест до 15 суток. Суд впервые в новосибирской практике решил арестовать водителя и дал ему двое суток.

Права и обязанности

Прежде всего, стоит понимать, что решение об эвакуации принимает не водитель эвакуатора, а инспектор ДПС. Он же руководит всем процессом, поэтому имеет смысл разговаривать только с ним.

Инспектор ДПС обязан руководствоваться пунктом 147.1 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения БДД». Этот пункт, в частности, гласит: «…в случае устранения нарушения правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других ТС, до начала перемещения задерживаемого ТС, его помещение на специализированную стоянку не осуществляется». Это означает, что, если водитель добровольно соглашается уехать на своей машине в другое место, инспектор обязан ограничиться штрафом и не увозить авто на штрафстоянку.

Однако именно здесь и возникает основная проблема. В регламенте МВД подробно не расписано, что понимать под «перемещением»: подъем авто на платформу эвакуатора, его увоз с места нарушения или что-то еще. Судя по официальной реакции УГИБДД по НСО на претензии Геннадия Кулакова, ведомство действует на основании Закона Новосибирской области № 227-ОЗ, где под «перемещением» подразумевается любой сдвиг авто с места, в том числе и самое начало подъема на платформу. Более того, на официальном сайте областной ГИБДД в «Разъяснении о порядке эвакуации автомототранспортных средств» за 2013 год утверждается, что даже если автомобиль еще не поднят на платформу, но уже зацеплен крючком лебедки, оснований для передачи его владельцу нет. Мотивация — водитель зацепленного авто уже не способен самостоятельно устранить нарушение. Логика достаточно шаткая, однако юристы признают, что и она имеет право на жизнь.

«Исходя из формулировки регламента МВД, любое перемещение машины, независимо от его масштабов, уже лишает водителя возможности отделаться штрафом. Более того, я считаю правомерным и довод относительно крюка. Кроме того, давайте будем честными, между креплением крюка и началом движения по платформе проходит менее минуты. Поэтому я не вижу смысла заниматься крючкотворством. Другое дело, что порой в качестве довода можно услышать начало заполнения протокола о задержании. Да пожалуйста — пусть инспектор делает пометку, что протокол испорчен. Если машина не сдвинута и водитель готов ее убрать и оплатить штраф — испорченный протокол не его проблема. Хотя я, если честно, негативно отношусь ко всем этим «я на 5 минут вышел», — рассказал директор компании «Агентство страховых споров» юрист Максим Седов.

Смотри в глаза

Даже при столь подробной проработке понятия «начало перемещения», на практике могут возникать спорные ситуации, когда непонятно, успел ли водитель к началу эвакуации или нет. В вопросе «успел-не успел» все зависит от решений инспектора. Именно поэтому есть смысл пообщаться с ним и попытаться уговорить назначить штраф без эвакуации. По словам бизнес-коуча (ICU), тренера по коммуникативным навыкам школы ораторского мастерства «Человек Слова» Юлии Бомштейн, в такой ситуации важно не допускать двух ошибок. Первая — это агрессия. Не стоит щеголять перед представителем власти при исполнении своим знанием законов или связями. Это самый верный способ загнать переговоры в тупик. Вторая — это образ жертвы. Аргументы «я отошел на 5 минут», бегающие глаза, сбивчивая речь могут восприниматься как признаки лжи или слабости. Подсознательная реакция на слабость — поскорее закончить разговор, поставив жирную точку. «Человек так устроен, что готов к конструктивному диалогу только с равным оппонентом. Покажите одновременно и свое уважение к инспектору, и свое знание прав. «Я правильно помню, что в законе сказано так-то и так-то? Кажется, административный регламент МВД?» — вы знаете законы, но не кичитесь этим, а будто желаете услышать экспертное мнение того, кто в них разбирается лучше. Если разговор завязался — это уже 50 % успеха. Улыбайтесь, смотрите в глаза, избегайте ненужного нервного смеха. Спокойный диалог поможет убедить оппонента», — советует тренер.

Марк Волков

Фото Анны Золотовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления