Совершенно случайно посмотрела в самолете симпатичный японский фильм. Он шел с субтитрами, поэтому точный перевод мне неизвестен, по-английски название звучит как «A stitch of life», нечто вроде «Шов длиною в жизнь».
Главная героиня — чудаковатая молодая портниха, посвятившая свою жизнь не имиджу и пиару, а воссозданию одежды по эскизам бабушки, которая когда-то держала ателье. Эти платья и костюмы несколько старомодны и довольно невзрачны, но они отражают суть заказчика, буквально срастаясь с ним, проходят через всю жизнь. «Рождение первого сына», «сын идет в школу», «рождение внука» — пометки на бабушкиных выкройках костюма для пожилого господина фиксируют главные события, ради которых он его и надевал, предварительно подогнав в ателье по фигуре.
Девушка не поддается на уговоры создать производство под своим брендом: «Как я могу шить для тех, кого не знаю?». Фильм по-японски медитативный, обволакивающий и очень объемный — выпуклые пуговицы, хруст ткани, мерный стук старинной швейной машинки.
Пожилой мужчина просит обновить костюм, дама в возрасте приносит ткань, которую много лет бережно хранила со дня свадьбы, девочка приходит, чтобы перешить мамино платье. Все это кажется параллельной реальностью. Где нет трендов и брендов, а жизнь платьев исчисляется не сезонами, а десятилетиями. Где швеи не объявляют себя дизайнерами, не спешат открывать бутики и продавать франшизы.
Эпоха индивидуального подхода заканчивается, массовое производство убивает штучный товар. Работать с живым человеком, вкусы и объемы которого меняются, сложнее, чем переводить безликую массу тканей на безликого покупателя. Но по-прежнему большое количество женщин (а порой и мужчин) мечтают о живом мастере, который способен не только вшить молнию и укоротить подол, но и создать цельное изделие. Который стремится понять ваш характер и ваше тело, чтобы подчеркнуть индивидуальность первого и достоинства второго.
В советское время женщины бежали от суровой мрачности коллективизма к теплому, почти домашнему очагу индивидуальности и стиля. Портниха была сказочной феей с «Зингером» и булавками, способной преобразить золушку в принцессу. Ее передавали из рук в руки, как фамильную драгоценность. Это был своего рода тайный клуб или, если хотите, социальная сеть, где царила атмосфера доброжелательности и доверия. В наше время «модный шпионаж» и выкройки из «Бурды» утратили былую ценность.
Поэтому дизайнеры появляются, швеи остаются, портнихи уходят. А жаль.
Фото depositphotos.com